Введение
1. Раскрыл ли сущность христианства Фейербах?
2. Л. Фейербах о диалектике религии и атеизма
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Религия
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 10
Введение
1. Раскрыл ли сущность христианства Фейербах?
2. Л. Фейербах о диалектике религии и атеизма
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. В чем тайна религии? Почему человек создает себе Бога?
На этот вопрос пытались ответить многие философы. Одним из них был Людвиг Андреас фон Фейербах – последний представитель немецкой классической философии.
В настоящее время, когда углубился кризис религиозных институтов гражданского общества, отвечающих за духовный облик человека, когда большое значение придается психологической и духовной функции религии, теория Фейербаха не утратила своей актуальности.
Его учение о человеке, проникновение в его внутренний мир, поиски человеческого счастья делает философию Фейербаха как никогда интересной для изучения.
Исследуя сущность и происхождение религии, Фейербах позиционирует себя атеистом.
При этом, отрицая Бога, он не отрицает религию вообще, а пытается лишь усовершенствовать ее, предлагая новый принцип: «Человек человеку-Бог». Для него более близок сенсуализм, делающий акцент на чувственном восприятии реальности как основном механизме познания.
Объект – философские взгляды Л. Фейербаха.
Предмет - философское учение Л. Фейербаха.
Цель - изучение сути философии Беркли, субъективного идеализма.
Для реализации цели потребуется рассмотреть и проанализировать:
- раскрыл ли сущность христианства Фейербах?
- Л. Фейербах о диалектике религии и атеизма.
Для достижения цели применены научные методы: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический.
В 1841 г. впервые вышло сочинение Людвига Фейербаха (1804–1872) «Сущность христианства». Данное произведение повлияло на взгляды многих мыслителей XIX в. Среди известных имён - немцы К. Маркс, Ф. Энгельс, Р. Вагнер; русские - В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Безусловно, прогрессивную интеллигенцию привлекли идеи Фейербаха. Главная из них: «Сущность и сознание религии исчерпываются тем, что заключаются в сущности человека, его сознании и самосознании… Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии»[1].
Проще говоря: человек - всё: и Бог, и религия! Нет человека - нет ни Бога, ни религии. Чисто по Протагору (ок. 485 до н.э. - ок. 410 до н.э.): «Человек есть мера всех вещей». Фейербах высказал своё субъективное суждение. И оно имеет право на существование. Как имеют право на существование и рассмотрение тысячи других суждений о христианской религии, включая свидетельства последователей Христа.
Л. Фейербах, рассуждая о сущности христианства, прежде всего, исходил из протестантского понимания религии. Не случайно в 1846 г. во второе издание «Сущности христианства» в качестве дополнения автор включил работу «Сущность веры по Лютеру». Понимание христианства с позиции уровня Божиего Закона представляет у Фейербаха рассуждение о страдающем Боге Иисусе Христе, который «воплощает в себе все человеческие страдания».
Но, как правило, философ рассуждает о христианстве, с позиции материализма-атеизма, лишь отчасти затрагивая понимание христианства на уровне язычества. К языческому пониманию христианства у Фейербаха можно отнести, к примеру, такие выражения: «Но нечистое не может изойти из чистого, мрак - из света. Как же произвести от Бога эти очевидные противоречия в божественных свойствах? Для этого необходимо предположить эту нечистоту, этот мрак в Боге, различать в самом Боге начала света и мрака».
Почти всё сочинение «Сущность христианства» - рассуждение атеиста о христианстве. Верующий для Фейербаха - «раб мистически религиозного воображения», которому «приятно блуждать в обманчивых сумерках мистицизма… Христос есть единство чувства и фантазии».
Фейербах убеждён, что ценность Бога не превышает ценности человека. Сознание Бога есть самосознание человека; познание Бога - познание человека. «Если отнять у Бога его свойства, то он окажется лишь существом отрицательным, т.е несуществующим… Духовной сущностью является исключительно мышление, познание, рассудок, а всякая другая духовная сущность есть призрак, порожденный фантазией…. Итог рассуждений Людвига Фейербаха: «Сущность христианства есть сущность чувства». Думается, что подобный итог нужен был философу для практической цели: «отрицание того света имеет своим следствием утверждение этого…».
Исаков А.А. Л. Фейербах о диалектике религии и атеизма // Молодой ученый. 2015. № 5. - С. 683-685.
Подюков В.М. Раскрыл ли сущность христианства Фейербах? // Молодой ученый. 2019. № 4. - С. 357-360.
Тумазов Э.Р., Брысина Т.Н. Л. Фейербах о сущности и происхождении религии // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам Х студенческой международной научно-практической конференции. 2016. - С. 481-488.
Фейербах Л. «Сущность христианства» [элетронный ресурс]- режим доступа – URL:/socialistica.lenin.ru/txt/f/feuerbach_1.htm (дата обращения 24.12.2023)
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!