В настоящее время в российском обществе прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности связывают со способностью личности откликаться на красоту и творить по законам красоты, то есть с ее эстетической культурой. От наличия и степени развития эстетического воспитания в человеке зависят его интеллигентность, творческая направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к своему окружению, другим людям.
Эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, способствует духовному становлению подрастающего поколения, является одним из путей воспитания гармоничной, целостной личности, в связи, с чем актуальным становится переосмысление духовного становления среднего школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения, так как именно в этом возрасте закладываются основы его эстетической и общей культуры.
Выделение проблемы эстетического воспитания в качестве определяющей для развития личности обусловлено запросом общества, что закреплено на законодательном уровне.
В Федеральном Законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 14.04.2023) право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм его получения закреплено за каждым гражданином.
По мнению многих педагогов, психологов и исследователей, таких как А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский необходимо формировать эстетическую культуру личности в наиболее благоприятном для такого развития возрасте – школьном.
Понимание красоты окружающего мира, людей, предметов создает в ребенке особые эмоционально-психологические состояния, благодаря которому возбуждается непосредственный интерес к жизни, обостряется чувство любознательности, развивается мышление, память, воля и другие психические процессы.
Первые мировоззренческие представления о роли эстетического воспитания в России начали зарождаться в трудах Н. А. Бердяева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского, В. С. Соловьева, и др.
Ими была заложена основа теории, выдвинута идея о возможности и необходимости эстетического воспитания.
Такие ученые, как М. М. Бахтин, В. И. Самохвалова, В. Ф. Асмус, Ю. Б. Борев, А. Я. Зись, М. С. Каган, Л. Н. Коган, А. Ф. Лосев, Л. Н. Столович, создали отечественную методологическую базу для исследования эстетического и художественного воспитания.
Эстетическое воспитание школьника средней школы во многих научных исследованиях (А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др.) рассматривается как основа, пропедевтический этап, дальнейшего эстетического воспитания человека.
Роль географии в осуществлении и совершенствовании эстетического воспитания очень велика. География - это та школьная дисциплина, которая формирует естественнонаучное мировоззрение, стиль и способ мышления, на основе которых выстраиваются взаимоотношения человека с окружающим его миром и формируется соответствующее общественное сознание, управляющее этим процессом.
В истории географической науки сложилось устойчивое представление о близости географии к искусству. Эстетический потенциал географии получил отражение в трудах многих отечественных географов (H.H. Баранский, В.В. Владимиров, H.A. Гвоздецкий, Ю.К. Ефремов, А.Г. Исаченко, Е.Ю. Колбовский). Использование эстетического потенциала этой науки позволяет начать постепенный отход от номенклатурности, излишней теории в сторону обогащения содержания географии эстетическими категориями и понятиями, а также включение в процесс образования объектов и явлений, имеющих высокий эстетический потенциал, а также обогащение учебного процесса новыми технологиями и методами обучения, позволяющими эффективно развивать у учащихся эстетическое отношение к действительности.
Цель исследования: изучить и разработать методику эстетического воспитание в курсе географии России 9 класса.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть сущность и содержание процесса эстетического воспитания;
Изучить проблему эстетического воспитания обучающихся в рамках курса «География»;
Определить методику реализации эстетического воспитания в курсе «География России»;
Предложить практические разработки по теме исследования.
Объектом изучения является процесс обучения географии в 9 классе.
Предмет – реализация практических работ, направленных на эстетическое воспитание учащихся основной школы в процессе географического образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность и содержание процесса эстетического воспитания
В современных условиях, когда социально-экономические преобразования задают новые социальные нормы, стандарты поведения, в результате чего происходит переоценка личностью системы ценностей с чрезмерной ориентацией на потребление, актуальнейшей проблемой социальной и педагогической теории и практики является поиск новых форм, методов, средств эстетического развития подрастающего поколения.
Воспитание, это комплексный подход, который осуществляет учебное учреждение, создавая условия для выявления склонностей, способностей и стремления обучающихся, для их дальнейшей самореализации в различных сферах национальной экономики и жизнедеятельности современного общества.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО), эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»[1].
Проблема эстетического воспитания многоаспектна и ее исследование предполагает использование в теоретических разработках данных самых разных наук, каждой из которых свойственно своеобразное гносеологическое зрение.
Содержание эстетического воспитания регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 83). Право на эстетическое воспитание закреплено в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1) (Ст. 13).
Согласно ФГОС ООО, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов»[2].
Согласно Закону о воспитании, современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации[3].
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Под эстетическим воспитанием мы будем понимать одно из направлений педагогической деятельности, которое учит людей всех возрастов видеть и понимать прекрасное как в творчестве, так и в обыденной жизни[4].