СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика старшего школьного возраста 5
2. Психологические особенности учащихся страших классов 8
3. Психологические проблемы самовоспитания старших школьников 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Психологические особенности старшего школьного возраста являются весьма актуальной темой изучения в современном обществе. В данном возрасте происходит множество изменений и переходов, как физиологически, так и психологически, что делает его особенно важным для изучения специалистами в области психологии и педагогики.
Одной из причин актуальности изучения данной темы является то, что старший школьный возраст - это период, когда молодые люди сталкиваются с множеством сложностей и вызовов. Возникают проблемы с самоидентификацией, установлением отношений с окружающими, стресс из-за экзаменов и выбора будущей профессии. Понимание психологических особенностей этого возраста помогает специалистам разрабатывать более эффективные методики поддержки и сопровождения старшеклассников в их развитии и самоопределении.
Более того, изучение психологических особенностей старшего школьного возраста актуально с точки зрения разработки программ образования и воспитания. Педагоги и психологи должны учитывать специфику возраста при планировании учебного процесса, поддержке учеников в решении личностных проблем, формировании навыков самостоятельности и саморегуляции. Изучение психологических особенностей старшеклассников позволяет создавать более адаптированные и эффективные образовательные программы, соответствующие их потребностям и способностям.
Кроме того, старший школьный возраст - это период, когда молодые люди формируют свое мировоззрение, ценностные ориентации и личностные качества. Изучение психологических особенностей этого возраста позволяет лучше понять, какие факторы влияют на развитие личности подростков, какие трудности им встречаются на этом пути, и как можно помочь им в этом процессе. Психологические исследования в этой области позволяют выявить проблемные аспекты развития подростков и разработать программы по их преодолению.
Таким образом, актуальность изучения психологических особенностей старшего школьного возраста нельзя недооценивать. Этот период жизни является ключевым для формирования личности и определения жизненного пути молодых людей, поэтому понимание его особенностей и проблем - важная задача для специалистов в области образования и психологии.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Батюта М.Б., Дарвиш О.Б., Кулагина И.Ю., Мандель Б.Р., Обухова Л.Ф., Самыгин С.И., Хилько М.Е., Хухлаева О.В., Шаповаленко И.В. и др.
Целью данной работы является изучение психологических особенностей старшего школьного возраста, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть общую характеристику старшего школьного возраста;
- Исследовать психологические особенности учащихся страших классов;
- Охарактеризовать психологические проблемы самовоспитания старших школьников.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.