Введение
1. Особенности старческого возраста
1.1 Физиологические особенности
1.2 Эмоционально-личностная сфера
2. Влияние возрастных изменений на межличностные отношения
2.1 Изменение системы ценностей
2.2 Поведение людей старческого возраста в межличностных отношениях
2.3 Стрессы и психологические барьеры
Заключение
Список литературы
В акмеологии наблюдается интенсивный рост исследований, направленных на выявление факторов, влияющих на эффективность межличностных отношений в старческом возрасте. Возможности полноценного общения снижается из-за того, что окружающие не учитывают особенности сенсорных, когнитивных, речевых и личностный изменений, не владеют навыками общения с людьми позднего возраста. Например, используют форму общения как с маленьким ребенком (феномен ElderSpeak); чрезмерно быстрый темп речи; длинные предложения и сарказм. Подобное общение часто вызывает трудности понимания старым человеком информации о собственном состоянии здоровья и схемы лечения, что приводит к сниженной приверженности лечения, возникновению рецидивов. Одним из факторов, влияющих на межличностные отношения, являются коммуникативные изменения в позднем возрасте.
Цель работы: рассмотреть особенности межличностных отношений людей старческого возраста. Для решения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть физиологические и эмоционально-личностные особенности людей старческого возраста.
2. Исследовать изменения системы ценностей старых людей.
3. Охарактеризовать основные типы поведения людей старческого возраста в межличностных отношениях.
4. Рассмотреть стрессы и психологические барьеры, влияющие на межличностные отношения.
Объект – люди старческого возраста. Предмет – особенности межличностных отношений людей старческого возраста.
Структура работы: введение, две основные части, заключение и список литературы.
1. Акмеология / под ред. Деркача А.А. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.
2. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека / Б.Г. Ананьев // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.
3. Деркач, А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 496 с.
4. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
5. Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник / С.А. Минюрова. – М.: Флинта, 2016. - 480 c.
6. Реан, А. А. Проблемы общей акмеологии / А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Грищенко. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2002. – 156 с.
7. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 220 c.
8. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 c.
9. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. / Степанова Е.И. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с.
10. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 367 c.
11. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.