Введение
Глава 1. Особенности становления школьного исторического образования в СССР (1917 – 1934 гг.)
1.1 Школьное историческое образование как предмет полемики в первые годы Советской власти
1.2 Методы преподавания исторического знания в период 1917-1934 гг.
Глава2. Особенности развития школьного исторического образования в СССР (1934 – 1991гг.)
2.1 Характер развития школьного исторического образования в период с 1934 по 1950-е гг.
2.2 Проблемы школьного исторического образования с конца 50-х до 1991 г
Заключение
Список литературы
Актуальность. Историческое образование как таковое является важнейшим средством формирования мировоззрения подрастающего поколения. Приобщение к историческому знанию позволяет ребенку увидеть себя как члена данного общества, в контексте исторического процесса, что обеспечивает личностное самоопределение, самоидентификацию.
При этом современное школьное историческое образование проживает период активного переосмысления и реформирования, что отвечает требованиям времени. Данный процесс касается и целей, и содержания, и методики обучения истории в школе.
В период переосмысления и реформирования важным ресурсом становится исследование и анализ прошлого опыта развития школьного исторического образования, в частности, опыта развития школьного исторического образования в СССР.
Г.И.Аллабердина 1, с.12 в рамках диссертационного исследования указывает, что без выяснения и познания исторического прошлого отечественного образования современные проблемы исторического образования в школе вряд ли могут быть успешно разрешены. В силу этого объективное изучение особенностей школьного исторического образования в СССР является актуальным.
При этом анализ литературы позволяет увидеть, что отдельные вопросы истории становления и развития школьного исторического образования в СССР привлекали внимание отечественных исследователей. Однако специальных работ обобщающего характера, освещающих эту проблему в целостном виде, не имеется.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью в осмыслении школьного исторического образования в период СССР и уровнем разработки данного вопроса в научной теории. Данное противоречие и составляет проблему нашей работы.
Объект: развитие школьного исторического образования в России.
Предмет: развитие школьного исторического образования в СССР.
Цель: рассмотреть особенности развития школьного исторического образования в период СССР.
Задачи:
1. охарактеризовать особенности развития школьного исторического образования в первые годы Советской власти (1917 – 1934 гг.);
2. выделить основные характеристики развития школьного исторического образования в период с 1934 по 1950-е гг.;
3. рассмотреть проблемы школьного исторического образования с конца 50-х до 1991 г.
Основным методом при написании данной работы стал метод анализа справочной и специальной литературы.
Теоретической основой работы стали исследования Г.И.Аллабердиной, А.М.Дубровского, Е.К.Калуцкой, А.А.Скальской и др.
Структура работы представлена введением, двумя главами и заключением.
1. Аллабердина Г.И. Становление и развитие школьного исторического образования в СССР и Российской Федерации : Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 : Уфа, 2003. – 254 c.
2. Барабанов В.В., Лазукова Н.Н. Некоторые размышления о концепции исторического образования.// Преподавание истории в школе 2000. – № 5. – С. 38-41.
3. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб.пос. в 2 ч. / Л.С. Бахмутова. – М., 2006 – 286 с.
4. Валеев И. Культура в курсе школьной истории.// Вельские просторы. 2002. – № 8. – С. 146.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2003. – 192 с.
6. Дубровский А.М. От проблем исторического образования к новому облику исторической науки / А.М. Дубровский // Открытый текст. Электронное периодическое издание http://www.opentextnn.ru/history/historiografy/?id=2991
7. Калуцкая Е.К. Методика преподавания истории в 1920-е гг.: осмысление опыта прошлого в новых условиях // Преподавание истории в школе / Е.К. Калуцкая. – М., 2008. – №3.
8. Карпов С.П. Историческое образование: размышления о путях развития.// Новая и новейшая история. 2000. – № 2. – С. 21-27
9. Короткова М.В., Студеникин МЛ. Методика обучения истории: Теоретический курс авторизованного изложения / М.В. Короткова, М.Л. Студеникин. – М., 2006 – 186 с.
10. Молодцова В. Нельзя жить в стране с непредсказуемым прошлым. // Российская газета. № 168 (2780). 30 августа. 2001.
11. Озерский И.З. Начинающему учителю истории / И.З.Озерский. – М., 1990.
12. Скальская А.А. Теория и методика обучения истории / А.А. Скальская М., 2003. – 192 с.
13. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб.пособие: В 2-х ч. / А.Т. Степанищев М., 2006. – 224 с.
14. Топчиева В.И. Эволюция школьного исторического образования в России XVI1I-XIX вв. / В.И. Топчиева // Российская культура XXI века глазами молодых ученых. Материалы межрегиональной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых. Краснодар, 2001. – 72 с.
15. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования // История / Ю.Л. Троицкий. – 1994. – № 45.