Введение
1. Теоретические и методические основы изучения оборота розничной торговли организации
1.1. Оборот розничной торговли предприятия: понятие, состав, виды и их классификация
1.2. Методика анализа оборота розничной торговли предприятия в современных условиях
2. Анализ оборота розничной торговли на материалах предприятия ООО «Волна»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли предприятия
2.3. Факторный анализ оборота розничной торговли
2.4. Мероприятия по оборота ризничной торговли на материалах предприятия ООО «Волна»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Формирование и развитие рыночных отношений в экономике нашей страны требуют существенного повышения эффективности управления деятельностью хозяйственных организаций. Розничный товарооборот является одним из важнейших показателей состояния и развития экономики государства. Он непосредственно влияет на величину и структуру валового внутреннего продукта, формирование и распределение национального дохода, служит одним из показателей уровня и качества жизни населения. Величина и динамика рыночных продаж оказывают влияние на денежное обращение, уровень и темпы инфляции, соотношение между спросом и предложением.
Торговлю отличают: широкий ассортимент товаров; большое их различие по потребительским нуждам и предпочтениям, покупательной способности клиентов; разнообразие отечественных и зарубежных поставщиков и условий поставки; влияние на ассортимент продаж сезонности; специфика самих товаров и особенности их реализации. Для управления торгующей организацией в условиях такой специфики нужна соответствующая информация, формируемая в системе бухгалтерского учета.
В настоящее время торговля является крупным сектором российской экономики, в котором трудится большая часть населения страны. Торговля представлена множеством крупных, средних и мелких предприятий. Настоящая работа посвящена анализу товарооборота розничной торговли торгового предприятия. Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является оборот розничной торговли. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля – реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью совершенствования теоретических и методологических основ и положений, разработки новых подходов и методов анализа товарооборота розничной торговли организации в соответствии с требованиями современного состояния экономики.
Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по повышению товарооборота розничной торговли на основе его анализа.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Рассмотреть значение и сущность товарооборота розничной торговли в рыночных условиях;
2. Определить цель, задачи и последовательность анализа товарооборота розничной торговли;
3. Провести анализ товарооборота розничной торговли;
4. Выявить пути повышения товарооборота розничной торговли организации.
Объектом наблюдения выступает ООО «Волна», основным видом деятельности которого является розничная торговля.
Объектом исследования выступает оборот розничной торговли.
Предметом исследования является методика анализа оборота розничной торговли организации.
Период исследования 2014-2016 гг.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, труды отечественных авторов в области экономики и анализа, а также фактические данные организации.
Проблемами оборота розничной торговли занимался ряд ученых экономистов, в том числе В.А, Чернов, З.В., Кравченко Л.И., В.В. Кожарский, Ю.Ю. Суслова и Н.Н. Терещенко, М.С. Абрютина, М. И. Баканов, Ю.К. Баженов и Г.Г. Иванов и др.
В данной работе использовались следующие методы исследования: графический, расчетный, аналитический, а именно метод сравнения, табличного отображения аналитических данных.
1. Теоретические и методические основы изучения оборота розничной торговли организации
1.1. Оборот розничной торговли предприятия: понятие, состав, виды и их классификация
Современный период развития российской экономики характеризуется глубокими изменениями в организации и ведении предпринимательской деятельности на уровне конкретных хозяйствующих субъектов. Процессы обращения потребительских товаров осуществляются в рамках рынка, их развитие направляет и организует торговля .
Торговля выполняет функции доведения товаров от производителя к потребителю, и как организатор эквивалентного товарно-денежного обмена.
Торговля оказывает производителями услуги по продвижению товаров до потребителя, обеспечивает непрерывность кругооборота ресурсов, возмещает общественно необходимые затраты производства и способствует получению прибыли.
Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции по движению товаров .
Существуют некоторые различия между оптовой и розничной торговлей, представленные в Приложении 1. Таким образом, нужно отметить, что основным критерием, позволяющим различать розничную и оптовую торговлю, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. В розничной торговле товар приобретается для личного пользования, в оптовой торговле для использования в предпринимательской деятельности.
В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля.
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Итак, когда товар превращается в деньги, создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Отсюда следует, что розничную торговлю следует рассматривать в процессе кругооборота всего общественного продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2017)
3. Анализ деятельности конкурентов: Учебное пособие / Т.Н. Рыжикова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 267 с.
4. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: Учеб. пос. / П.Ф.Аскеров, И.А.Цветков и др.; Под общ. ред. П.Ф.Аскерова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
5. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под ред. В.Я. Позднякова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 617 с.
6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Гарнов А.П. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 365 с.
7. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышл. предпр.: Учеб. пособие / Е.Н.Изюмова и др. – 2 изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 313 с.
8. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 215 с.
9. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: Учебное пособие/Кобелева И. В., Ивашина Н. С. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
10. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – 2-e изд., испр. и доп. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 288 с.
11. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / В.Е. Губин, О.В. Губина. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 336 с.
12. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Г.В. Савицкая. – 8-e изд., испр. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 519 с.
13. Арзуманова, Т. И. Экономика организации [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К, 2014. – 240 с.
14. Вахрушина, М. А. Управленческий анализ [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. А. Вахрушина. – 6-е изд., испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 399 с.
15. Доходы предприятия торговли: Учебное пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко. – М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2014. – 136 с.
16. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: Учебное пособие / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 96 с.
17. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 248 с.
18. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пос. / Л.Е.Басовский, Е.Н.Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 366 с.
19. Лещева, М.Г. Особенности анализа в отдельных отраслях [Электронный ресурс] : учебник / М.Г. Лещева, Т.Н. Стеклова; Ставропольский гос. аграрный ун-т. - Ставрополь, 2014. – 176 с.
20. Лупей, Н. А. Финансы торговых организаций [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Н. А. Лупей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 143 с.
21. Методы стимулирования продаж в торговле: Учебник / С.Б. Алексина, Г.Г. Иванов, В.К. Крышталев, Т.В. Панкина. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 304 с.
22. Нешитой, А. С. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе [Электронный ресурс] : Монография / А. С. Нешитой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 414 с.
23. Организация торговли: Учебник / С.И. Жулидов. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 352 с.
24. Памбухчиянц, О. В. Основы коммерческой деятельности [Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2014. – 284 с.
25. Розничная торговля в России: Монография / Ю.К. Баженов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 239 с.
26. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник / О.В. Чкалова. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 384 с.
27. Управленческий анализ в различных отраслях: Учебное пособие / Н.А. Казакова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2014. – 288 с.
28. Учет, анализ, аудит: Учебное пособие / Е.А.Еленевская, Л.И.Ким и др.; Под общ. ред. Т.Ю.Серебряковой – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 345 с.
29. Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Электронный ресурс] : Учебник / А. М. Фридман. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2013. – 656 с.
30. Чернов, В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес [Электроннный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. А. Чернов; под ред. М. И. Баканова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 639 с.
31. Шаркова, А. В. Экономика организации [Электронный ресурс] : Практикум для бакалавров / А. В. Шаркова, Л. Г. Ахметшина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 120 с.
32. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учебное пособие / Н.М.Филимонова, Н.В.Моргунова, Е.С.Ловкова – 2-e изд., доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
33. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Практикум / В.П. Чеглов. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. – 224 с.
34. Экономика организации (торговля): Учебник / Г.Г. Иванов. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 352 с.
35. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 336 с.
36. Экономика отрасли: торговля и общественное питание: Учебное пособие / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др. – М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с.
37. Экономика предприятий торговли : учеб. пособие / Н.В. Максименко [ и др. ]; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 542 с.
38. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Электронный ресурс] : Учебник / А. М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 656 с.
39. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. – 448 с.
40. Экономика торговли [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др.]; под общ. ред. Н.С. Шелега, Р.П. Валевич. – Минск: Выш. шк., 2012. – 559 с.
41. Экономика торговли: Учебное пособие / Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов, Г.И. Терехова. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 232 с.
42. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. – 2-e изд. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 296 с.
43. Экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика»/Липсиц И. В., 8-е изд., стер. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 607 с.
44. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Клишевич, Н.В. Непомнящая и др. – М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. – 192 с.
45. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 293 с.