Введение
Глава 1. Общая характеристика законодательства о защите прав потребителей
- Понятие защиты прав потребителей
- Порядок и условия судебной защиты прав потребителей
- Проблемные аспекты осуществления судебными органами защиты прав потребителей
2.1 Рассмотрение судами гражданских дел о защите прав потребителей
2.2 Проблемы реализации судебной защиты прав потребителей и пути их решения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования определяется социальной и необходимостью защиты прав потребителей. Масштабы правового и организационного обеспечения экономических реформ сделали необходимость защиты прав потребителей одним из основных направлений социальной политики государства.
Защита потребителей становится обязанностью современного правового государства в России. Экономическую ситуацию в стране можно охарактеризовать как этап формирования рыночной экономики, которая еще не превратилась в нормальную систему взаимоотношений между производителями, продавцами и потребителями. Хотя во всех экономически развитых странах защита прав потребителей основана на детальной законодательной базе.
Сегодня в экономике России восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок. Но явное насыщение рынка товарами, в основном, заграничными, является не отражением экономического благополучия, а, наоборот, ставит потребителя в сложное положение при выборе неизвестного товара, часто плохого качества.
Торговля - это посредник между поставщиками, производителями, импортерами и прямыми потребителями товаров. При этом ее роль не ограничивается организацией процесса купли-продажи товаров, а предназначена для защиты интересов потребителя и предъявляет определенные требования к поставщикам в отношении качества товаров и их безопасности. Предполагается, что торговые компании обязаны строго придерживаться установленных правил обслуживания населения. Однако на потребительском рынке гражданам приходится иметь дело с недобросовестными продавцами. Это определяет необходимость детального правового регулирования этих процессов. Верховенство закона должно предоставлять потребителям такие возможности для защиты своих прав и налагать такие наказания на розничных торговцев за нарушение этих прав, нарушение которых продавцам было бы экономически невыгодно.
Степень разработанности проблемы. На данную тему имеется ряд работ таких авторов как Челышев М.Ю., Левошин С.В., Маслова А.В., Казиева А.М., Джиоева Л.Г. и других. С принятием Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года[1] (далее – Закон) были, в основном, урегулированы отношения, возникающие между гражданином-потребителем и предпринимателями, определен круг прав потребителей, а также установлен механизм реализации этих прав.
Однако все-таки остается ряд проблем, в том числе связанных с вопросом судебной защиты прав потребителей, о чем и пойдет речь в настоящей работе.
Объект курсовой работы – гражданско-правовые отношение, складывающиеся в области защиты прав потребителей.
Предмет исследования – проблемы судебной защиты прав потребителей.
Цель исследования: определить теоретические и практические проблемы судебной защиты прав потребителей.
В связи с данной целью поставлен ряд задач:
- дать понятие защиты прав потребителей, исследовать, какие именно права подлежат защиты в соответствии с законодательством;
- определить виды защиты нарушенных прав потребителя;
- проанализировать судебный порядок защиты прав потребителя;
- выделить проблемы, возникающие в ходе судебной защиты прав потребителя, предложить пути их решения.
Методика исследования. В ходе работы применялись частно-научные методы исследования – анализ, синтез, формально-логический, ретроспективный метод и иные.
Структура курсовой работы включает в себя две главы по два параграфа, заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 Понятие защиты прав потребителей
Закон РФ "О защите прав потребителей" направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав и т.д.
Нормы административного и уголовного законодательства защищают потребителя от наиболее существенных нарушений. Так, в Кодексе об административных правонарушениях глава 14 защищает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов.[2] В зависимости от вида правонарушения назначается мера административного наказания (предупреждение, штраф, конфискация).
Ст. 14.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях[3] и ст. 200 Уголовного кодекса РФ[4] содержит примерный перечень способов обмана потребителей и предусматривает ответственность за содеянное правонарушение. Субъекты административной и уголовной ответственности - это должностные лица, которые обязаны в силу своего рода деятельности обеспечивать соблюдение правил по охране прав потребителей.