Введение.
Глава 1 Теоретические основы формирования резерва кадров
1.1 Понятие резерва кадров сферы труда и особенности его формирования
1.2 Значение формирования резерва кадров для гостиничного бизнеса
1.3 Основные подходы и методы формирования резерва кадров
Глава 2 Анализ структуры кадров гостиницы «-».
2.1 Общая характеристика гостиницы «-»
2.2 Анализ структуры персонала гостиницы «-»
2.3 Особенности формирования резерва кадров в гостиничном бизнесе
Глава 3 Рекомендации по формированию резерва кадров гостиничного предприятия.
3.1 Мероприятия по совершенствованию формирования резерва кадров
3.2 Перспективы формирования резерва кадров гостиничного предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность выбора темы определяется следующими аспектами.
В настоящее время интерес к резерву кадров сферы труда возобновился в связи с серьезной конкурентной борьбой за квалифицированный персонал и дефицитом молодых, перспективных, высококвалифицированных специалистов в системе управления.
Компания, избравшая путь активного и постоянного повышения компетенций своих сотрудников, непременно будет занимать лидирующие позиции на рынке.
В современных условиях бизнесу приходится не просто - его развитие происходит в высококонкурентной среде и для того, чтобы быть лучшим на рынке, недостаточно продавать просто хорошие товары или оказывать качественные услуги. Одним из наиболее мощных инструментов в наше время стал сервис высокого уровня, которого можно добиться только за счет квалифицированного персонала. Потому обучение и развитие персонала - это первостепенная задача каждого руководителя, который хочет, чтобы его компания пришла к успеху, поскольку подготовленность и мотивация персонала играют в этом процессе решающую роль.
Руководителям предприятий также приходится иметь дело и с новыми наемными работниками. Их непременно нужно обучать множеству аспектов: знакомство с товарами или услугами компании, с регламентом, правилами и стандартами компании, знакомство с коллегами, быть может даже обучать азам профессии, или знакомить с кругом обязанностей на занимаемой им должности. Данные аспекты и являются элементами формирования резерва кадров сферы труда.
Теоретическую базу исследования составили труды наиболее значимых авторов – таких, как: Архипова Т.А., Ботвинник С.Л., Демешкин Г.В., Коростелева Д.А., Патласов О.Ю., Сороко А.В. и др.
Современное состояние рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, нельзя охарактеризовать, как положительное. Зачастую на предприятиях отбор кандидатов в резерв происходит субъективно, так как на выработку эффективных и серьёзных критериев отбора резервистов у специалистов по управлению персоналом нет ни времени, ни ресурсов, а методики консалтинговых организаций не учитывают всей специфики деятельности конкретной организации.
Мероприятия по развитию персонала формируются хаотично исключительно под возможности бюджета и учебной базы, либо путём копирования общепринятых мировых практик, которые не адаптированы под менталитет российского работника. Однако стоит заметить, что все крупные и быстро растущие мировые компании, как на Западе, так и в России закладывают при планировании бюджета колоссальные средства на развитие и обучение своих сотрудников.
Несмотря на наличие в организации сформированного кадрового резерва, руководством допускаются назначения на высвобожденные резервные должности работников не из резерва или специалистов со стороны. Время пребывания в резерве зачастую превышает оптимальные сроки, что особенно отрицательно сказывается на работниках, прошедших полный курс подготовки в составе резерва.
После документального включения работника в резерв заканчивается обратная связь от руководства компании, не организовываются регулярные встречи, не составляются и не реализуются индивидуальные планы развития резервистов. В большинстве случаев к резервисту относятся как к «завершенному проекту». Подобная модель управления заметно снижает уровень лояльности персонала по отношению к организации, под которым принято понимать степень выраженности чувства преданности работником по отношению к организации-работодателю. Когда конкуренция на рынке особенно сильная, уровень лояльности персонала становится очень важным.
Предметом исследования данной работы является процесс формирования резерва кадров гостиничного предприятия и пути его совершенствования.
Объектом исследования выступает система формирования резерва кадров сферы труда в гостинице «-».
Цель работы изучить и проанализировать систему формирования резерва кадров сферы труда на предприятии (на примере ООО «ООО «-»).
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать понятие резерва кадров сферы труда и особенности его формирования.
- Определить значение формирования резерва кадров для гостиничного бизнеса
- Рассмотреть основные подходы и методы формирования резерва кадров.
- Проанализировать структуры персонала гостиницы.
- Определить особенности формирования резерва кадров в гостиничном бизнесе.
- Предложить мероприятия по совершенствованию формирования резерва кадров.
- Определить перспективы формирования резерва кадров гостиничного предприятия.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ нормативных документов; анкетирование; тест «На мотивацию к успеху» (Т. Элерс); тест - опросник Потребность в достижении цели (Ю.М. Орлова).
Значимость для науки и практики данной работы определяется возможностью использования авторского подхода к формированию резерва кадров гостиничного предприятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА КАДРОВ
1.1 Понятие резерва кадров сферы труда и особенности его формирования
Изучение источников[1] по теме работы показало, что кадровый резерв – это группа работников, потенциально способных к руководящей деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
В современных условиях имеет смысл, опираясь на накопленный опыт, сделать работу по формированию кадрового резерва не формальной, а реальной и систематической, так как современная экономическая ситуация требует особого внимательного подхода к подбору кадров, а не финансирования пустой, не приносящей пользы деятельности по подбору работников, которые не в состоянии приносить пользу организации.
По своей сути управление персоналом - это та область управления, которая связана с планированием, организацией и контролем различных оперативных мероприятий по обеспечению, развитию, поддержанию и использованию рабочей силы для того, чтобы цели и интересы, ради которых создается компания, достигались максимально эффективно и экономично, а цели и интересы всех уровней персонала и сообщества являлись высшей ценностью.
В случае, если указанных целей в отношении работника не достигается, не обеспечиваются его потребности, то он начинает поиск иного варианта их удовлетворения и меняет место работы, тем самым обеспечивая текучесть кадрового состава компании.
Как отмечают исследователи[2], текучесть кадров - это скорость, с которой работник покидает работодателя в определенный период времени. Текучесть кадров описывает количество сотрудников, которые покидают компанию по сравнению с количеством людей, которые остаются на работе.
Текучесть кадров является одной из главных причин необходимости создания резерва кадров сферы труда.
На основании исследования и обобщения существующих научных подходов[3] к определению понятия «кадровый резерв» было определено, что наиболее полно сущность данного понятия отображает комплексный подход. В соответствии с этим подходом «кадровый резерв» можно определить как динамическую, интегральную характеристику способностей и возможностей населения (как имеющихся, так и перспективных). Они определяются в форме ресурсов и резервов живого труда в совокупности их количественной и качественной характеристик, что реализуются в общественно полезном труде в условиях определенного этапа развития продуктивных сил и производственных отношений и обеспечивают реализацию поставленных целей[4].
Особенности формирования резерва кадров сферы труда детерминированы целями создания кадрового резерва, потребностями, возможностями обучения (наличие программ) и т.п.