Введение
1 Характеристика методической темы
2 Планирование учебного процесса по теме
техническое оснащение для изучения темы
4 Разработка
5 Методика проведения занятий
5.1 Организация и методика изучения темы в целом
5.2 Методика проведения урока
6 Воспитательная в процессе занятий по теме
Заключение
Литература
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Производственная самостоятельность – это одна из характеристик, критериев основ профессионального мастерства рабочего, специалиста – профессионала, формирование которого является одной из важнейших целей производственного обучения. Профессиональная самостоятельность проявляется в привычке и способностях учащихся самостоятельно разбираться в требованиях, предъявляемых к работе, в умении самостоятельно спланировать трудовой процесс, наметить и осуществить способы его выполнения, самостоятельно пользоваться технической документацией, в стремлении и умении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе работы затруднения, предупреждать и устранять неполадки, в умении контролировать ход и результаты своего труда, в способности взять на себя ответственность.
Актуальность темы исследования:
Прочные основы профессионального мастерства у учащихся можно формировать только при условии целенаправленного, в течении всего процесса производственного обучения, воспитания у них способности самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия, самостоятельно принимать необходимые производственные решения.
Новизна: При выполнении заданий на производственном обучении студенты используют современные материалы, новые техники изготовления изделий, информационные технологии, развивают свои творческие способности в профессии «дизайн».
Объект: Профессиональная самостоятельность.
Предмет: «Методика организации и выполнение самостоятельной работы».
Цель: Изучить методику организации самостоятельной работы по теме: «Создание салфетницы из картона».
Задачи:
1 Рассмотреть сущность, понятие и роль самостоятельной работы;
2 Раскрыть значение самостоятельной работы в учебном процессе;
3 Ознакомиться с основными методами, используемыми при самостоятельной работе преподавателя;
4 Изучить сущность и особенности психолого-педагогических проблем самостоятельной работы.
5 Показать практическую значимость самостоятельной работы;
6 Разработать методические рекомендации для организации самостоятельной работы.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, условий учебной деятельности.
Самостоятельная работа является важной формой обучения, завершающим этапом всех других видов учебной работы. Знания, полученные на уровне пассивного восприятия, не ставшие объектом собственной умственной или практической работы, не могут считаться настоящим духовным богатством личности. Самостоятельная работа расширяет и обогащает знания и умения, она имеет индивидуальную направленность, соответствующую творческим способностям студента. Самостоятельная работа развивает творческие качества личности и способствует формированию разносторонних специалистов.
Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.
Преподаватель должен уметь разработать технологию организации самостоятельной работы, включающей в себя:
а) отбор и структурирование содержания;
б) выбор методов и средств организации самостоятельной работы;
в) связь учебных тем с практической направленностью профессиональной подготовки.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
а) систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов: работа с конспектом лекции (обработки текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана выполнения работы в соответствие с планом, предложенным преподавателем; ответы на контрольные вопросы; тестирование, выполнение упражнений и графических работ.
б) углубления и расширения теоретических знаний: подбор реферативного материала на заданную тему.
в) формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; использование нормативных таблиц; составление таблиц; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм.
Методика профессионально обучения: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009 – 299 с.
Методика профессионального обучения : практикум / А. И. Степанова – Быкова, Е. Е.Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 99 с .
Скакун, В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учеб.пособие для нач. проф. Образования / В.А. Скакун. 5-е изд., стер.- М:. Издательский центр «Академия», 2011. – 128 с.
Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие для студентов высш. Учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. - -М. :Издат. Центр «Академия2.2007. – 160 с.