Введение
1 Теоретические основы конкуренции
1.1 Сущность понятия «конкуренция»
1.2 Функции конкуренции
2 Формы и методы конкуренции
2.1 Формы конкуренции
2.2 Методы конкуренции
Заключение
Список литературы
Реферат|Экономика
Авторство: Telesammit
Год: 2014 | Страниц: 26
Введение
1 Теоретические основы конкуренции
1.1 Сущность понятия «конкуренция»
1.2 Функции конкуренции
2 Формы и методы конкуренции
2.1 Формы конкуренции
2.2 Методы конкуренции
Заключение
Список литературы
В рыночной экономике в условиях частной собственности главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.
Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном итоге растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям. В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими, деятельность предприятия на рынке.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью изучения конкурентов фирмы и условий конкуренции в отрасли для определения преимуществ и недостатков перед конкурентами. Оценка конкурентоспособности фирмы и товара необходима для разработки собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Цель работы – закрепление теоретических знаний о конкуренции, ее формах и методах.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать и решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «конкуренция», обозначить ее роль в экономике страны.
2. Определить функции и виды конкуренции.
3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.
Объектом исследования в работе является понятие «конкуренции». Предметом исследования являются функции конкуренции, ее формы и методы.
1 Теоретические основы конкуренции
1.1 Сущность понятия «конкуренция»
В любом обществе во все времена должны поддерживаться равенство (баланс) между потребностями людей и возможностями их удовлетворения, а также необходимость распределения производственных возможностей (ресурсов) общества по отдельным отраслям, в зависимости от индивидуальной и общественной значимости. В рыночной системе такое распределение осуществляется стихийно с помощью конкуренции, это положение легло в основу идеи А. Смита – идеи «невидимой руки рынка».
Конкурентами в рыночной экономике выступают отдельные производители, производящие на продажу одинаковую продукцию, отрасли промышленности, страны, поставщики определенной продукции на мировой рынок. Все они преследуют одну и ту же цель: максимизацию прибыли путем завоевания предпочтения потребителей .
Термин «конкуренция» происходит от латинского concurentia и означает соперничество, состязание, соревнование.
Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение приобретает с образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими.
Закон конкуренции – закон спроса и предложения – приводит к объективному процессу «вымывания» с рынка некачественной и дорогой продукции .
Конкуренция характеризуется двумя особенностями:
1) наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара;
2) свободой для производителей и покупателей вступать на рынок или покидать его.
То есть ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество товаров и услуг, чтобы это заметно повлияло на равновесную цену. Широкое рассеивание экономической власти, осуществляемое благодаря конкуренции, ограничивает возможности производителей и покупателей злоупотреблять властью. Вторая особенность конкуренции также имеет большое значение, поскольку именно она обеспечивает гибкость экономики, ее приспособляемость, помогает сохранять эффективность, адаптироваться к изменению вкусов потребителей, к новым технологиям, и т.д.
1.2 Функции конкуренции
Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества. В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции. Данные функции представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные функции конкуренции
1. Арустамов Э. А., Пахомкин А. Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 336 с.
2. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х.: Маркетинг: учебник для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учебник для вузов/ В. З. Баликоев. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – 732 с.
4. Баликоев В. З Общая экономическая теория: Учебное пособие. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2008. – 528 с.
5. История, функции и полномочия ФАС России // http://www.fas. gov.ru/structure/452.shtml
6. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент/ Л. Н. Качалина. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 464 с.
7. Фролова Т. А. Микроэкономика: конспект лекций // http: //www. aup.ru/books/m174.
8. Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учеб. Для нач.проф.образования. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 176 с.
9. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 464 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!