Введение
Глава 1. Общая характеристика правового статуса субъектов РФ. Области,
1.1. Общая характеристика правового статуса субъектов РФ
1.2. Особенности правового статуса областей,
Глава 2. Особенности правового статуса субъектов РФ,
2.1. Особенности правового статуса республик в составе РФ
2.2. Особенности правового статуса автономной области и автономных округов
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы данной работы объясняется следующим. Одной из важнейших конституционных характеристик современного российского государства является его федеративный характер. Данный признак означает двухуровневый характер осуществления государственной власти – на уровне федерации и на уровне ее субъектов. Российская Федерация включает большое количество субъектов, которые при этом обладают различными статусами. Иными словами, в современной Российской Федерации существует шесть видов субъектов. Несмотря на формальное провозглашение равноправия всех субъектов РФ независимо от их вида, на практике их правовой статус имеет достаточно существенные отличия.
В связи с изложенным особую важность приобретает изучение особенностей правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Научная значимость данного исследования обусловлена тем, что его результаты обобщают и обогащают имеющиеся научные представления об особенностях правового статуса отдельных видов субъектов РФ. Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении следующих дисциплин: конституционное право; теория государства и права; история отечественного государства и права; политология и т.д.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов для совершенствования правовых норм, направленных на регулирование правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Объектом рассмотрения в данной работе являются особенности правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Предметом рассмотрения в данной работе является совокупность правовых норм, направленных на установление правового статуса различных субъектов РФ.
Целью данной работы является изучение особенностей правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач:
1) Привести общую характеристику правового статуса субъектов Российской Федерации;
2) Изучить особенности правового статуса областей, краев, городов федерального значения;
3) Охарактеризовать особенности правового статуса республик в составе РФ;
4) Рассмотреть особенности правового статуса автономной области и автономных округов.
Методологическую основу данной работы составляют следующие методы: всеобщий диалектический метод познания, дедукция, индукция, описание, синтез, анализ, формально-юридический метод, историко-правовой метод.
Степень научной разработанности особенностей правового статуса отдельных видов субъектов РФ достаточно высока. Изучению указанного вопроса посвящены исследования следующих ученых: В.С. Савин, Ш.Б. Магомедов, Э.С. Юсубов, А.Н. Ким, П.А. Громов, В.В. Володин, С.Ю. Кузнецов, Э.В. Малиненко, Г.В. Мальцев, Б.С. Крылов, В.А. Лебедев и т.д.
В теоретическую базу данного исследования входят работы С.М. Шахрая, С.П. Казанкова, Г.В. Кузовлевой и других ученых.
Структуру данной работы составляют две главы, объединяющие четыре параграфа, а также введение, заключение и список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992 г. // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 24.03.2014. № 12. Ст. 1201.
4. Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 (ред. от 3 июля 2018 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 13.05.1993. № 19. Ст. 683.
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 6 февраля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
7. Закон г. Москвы «Устав города Москвы» от 28 июня 1995 г. (ред. от 20 сентября 2017 г.) // Ведомости Московской городской Думы. 14.09.2001. № 8. Ст. 130.
8. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
9. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г.) (ред. от 10 декабря 1992 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
10. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебное пособие: в 2 т. Т. 2. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 912 с.
11. Верба Д.В. Особенности формы государственного устройства России на современном этапе // Юридическая мысль. 2017. № 3. С. 8-16.
12. Гривастова И.В. Калининградская область как субъект Российской Федерации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2014. № 23. С. 44-52.
13. Гунаев Е.А. К проблеме изучения политико-правовой природы республик как этнотерриториальных субъектов Российской Федерации в современный период // Этносоциум. 2015. № 4. С. 21-25.
14. Гучигов Т.Х. Особенности статуса государственных языков в республиках Северо-Кавказского федерального округа // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 30-33.
15. Казанков С.П. Государственный суверенитет и республики в составе Российской Федерации // Социально-юридическая тетрадь. 2017. № 7. С. 162-175.
16. Кошечкина А.А., Шарова Т.В. К вопросу о равноправии субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы государственно-правового развития России. Чита, 2016. С. 40-46.
17. Кузовлева Г.В. К вопросу о равноправии субъектов Российской Федерации // Общество и право. 2014. № 2. С. 50-53.
18. Лексин И.В. К вопросу о статусе субъекта Российской Федерации: правовые аспекты // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2014. № 1. С. 3-24.
19. Погребняк Ж.М. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Инновационная наука. 2016. № 5. С. 264-266.
20. Раджабов М.Н. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Вестник Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. 2016. № 4. С. 82-85.
21. Савельев А.Э., Шаповалов А.В. Асимметрия в структуре российского федерализма // Полиматис. 2017. № 5. С. 52-55.
22. Саутиева Т.Б. Правовой статус регионов во внешнеэкономических отношениях // Бюллетень науки и практики. 2016. № 10. С. 173-176.
23. Севоян Д.Г. Законодательство России в сфере сохранения родных языков народов // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 11. С. 93-97.
24. Чеглакова О.Л. Основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации // Успехи современной науки. 2017. № 4. С. 196-198.
25. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Статут, 2017. (СПС КонсультантПлюс).
26. Шелягина Е.В. Принцип равноправия в определении статуса субъектов Российской Федерации // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2014. № 3. С. 388-393.
27. Ширыкалов А.Б. Конституционно-правовой статус сложносоставного субъекта Российской Федерации: новейшее время // Научные исследования. 2017. № 6. С. 55-58.
28. Постановление Конституционного Суда РСФСР «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан", Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» от 13 марта 1992 г. № П-РЗ-I // Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1.
29. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» от 14 июля 1997 г. № 12-П // Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. № 29. Ст. 3581.
30. Определение Конституционного Суда РФ «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан» от 27 июня 2000 г. № 92-О // Собрание законодательства РФ. 17.07.2000. № 29. Ст. 3117.