Введение
Глава 1. Нормативно-правовые и теоретические основы партнерства: Россия - Европейский Союз
1.1. История становления и развития правоотношений Россия - ЕС
1.2. Основные международные источники, регулирующие отношения Российской Федерации и Европейского союза
Глава 2. Договорно-правовая база партнерства России и Евросоюза
2.1. Основные базовые соглашения российско-европейского сотрудничества
2.2 Проблемы и пути совершенствования международного сотрудничества России и Евросоюза
Заключение
Список использованной литературы
Отношения между Россией и Европейским сообществом в юридическом плане регулируются так называемым «большим» Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (далее - СПС), который включает в себя 112 статей, а также 10 приложений и 2 протокола, а также рядом секторальных соглашений о торговле изделиями из стали, текстильными товарами, ядерными материалами и т.д.
Выбранная тема курсовой работы является весьма актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства. Также актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящий момент уже почти половина торгового оборота Российской Федерации приходится на Европейское сообщество. Евросоюз - экономический, политический и финансовый гигант станет самым мощным экономическим интеграционным объединением на планете. Численность его населения составит около 500 млн. человек. По совокупному ВНП расширенный Европейский Союз опередит США и (при укреплении политической и военной составляющих) может стать одним из основных полюсов силы на новой геополитической карте мира.
Вопреки тому, что пишут в отдельных отечественных научных изданиях, инициатива подписания СПС родилась не в руководстве ЕС, а в МИД России в начале 1992 г. Импульсом к этому послужило то, что 16 декабря 1991 г. в Брюсселе были подписаны так называемые «европейские соглашения» Венгрии, Польши и Чехословакии с европейскими сообществами. Названные соглашения называют также соглашениями об ассоциации, поскольку в них речь шла об ассоциированном членстве указанных ранее государств в европейских сообществах. Целью ассоциирования была подготовка к присоединению к ЕС в качестве полноправных членов. Для этого в соглашениях устанавливался переходный период (10 лет), необходимый странам-кандидатам для проведения реформ и приспособления национальных экономик к требованиям, нормам и стандартам «Общего рынка».
Цель работы – раскрыть сущность и содержание создания политико-правовой базы развития сотрудничества между Россией и Европейским союзом, выявить современные тенденции регулирования правоотношений между Россией и Европейским Союзом.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
- изучить историю становления и развития правоотношений Россия – ЕС;
- выявить основные международные источники, регулирующие отношения Российской Федерации и Европейского союза;
- исследовать основные базовые соглашения российско-европейского сотрудничества;
- отметить проблемы и пути совершенствования международного сотрудничества России и Евросоюза.
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Нормативно-правовые и теоретические основы партнерства: Россия - Европейский Союз
1.1. История становления и развития правоотношений Россия - ЕС
Несколько слов о терминах «сотрудничество» и «партнерство». Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне и как критерий межгосударственного общения в будущем. Потом этот термин прочно вошел в теорию и практику международных отношений.
Понятие «партнерство» появилось в официальном лексиконе политического диалога между Востоком и Западом 9 ноября 1990 г., когда был подписан Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ. И все же в качестве политической формулы, которая отразила бы новое качество взаимоотношений между Россией и Западной Европой, идея партнерства утвердилась позже - в 1992 г., когда началась подготовка к переговорам о новом соглашении между Россией и ЕС.
Известный отечественный исследователь проблем европейской интеграции Ю.А. Борко считает, что под партнерством понимается иное качество отношений, нежели традиционное межгосударственное сотрудничество, для которого достаточно совпадения прагматических интересов. В 1992 г., когда началась подготовка к переговорам о новом более широком соглашении между Россией и ЕС, и появляется формула «партнерство». Обе стороны с самого начала исходили из того, что будущее соглашение должно отразить новое качество взаимоотношений между ЕС и Россией .
О продвижении к качественно новому уровню сотрудничества говорилось и в предложениях о рамках соглашения между Россией и ЕС, переданных российскими дипломатами во время их встречи с коллегами из Европейской комиссии в мае 1992 г.
В коммюнике о визите председателя Европейской комиссии Жака Делора в Москву, состоявшемся 29 - 30 мая 1992 г., отмечалось, что будущие переговоры должны исходить из идеи «углубляющегося партнерства между Сообществом и Россией». В Рекомендациях для Совета ЕС относительно мандата на ведение переговоров фигурирует уже окончательная формула будущего акта - соглашение о партнерстве и сотрудничестве. С того времени «партнерство» рассматривается как наиболее емкое определение существа тех взаимоотношений, которые соответствуют долгосрочным интересам России и стран Европы.
В России началась работа над проектом нового Соглашения, в подготовке которого (помимо экспертов МИД России) приняли участие представители аппарата Правительства, Министерства внешнеэкономических связей (МВЭС) и постоянного представительства РФ при ЕС в Брюсселе. На встрече в Брюсселе в декабре 1993 г. Президент Б.Н. Ельцин и руководители ЕС приняли совместную политическую Декларацию, в которой констатировали, что «стороны пришли к договоренности по основным принципам их партнерства и параметрам политического, торгово-экономического, а также культурного сотрудничества» .