1. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития естествознания, взяв за основу следующие имена: Аристотель, Коперник, Планк, Пригожин.
2. Приведите шкалу размеров всего существующего во Вселенной и укажите место живых организмов на ней. Каким образом человек сумел проникнуть в чрезвычайно большие масштабы и оценить размеры, несравненно большие его самого?
3. Дайте определение колебательному процессу. Дайте определение основным характеристикам колебательного процесса.
4. Перечислите основные типы взаимодействия. Расположите их в порядке возрастания величины.
5. В каких системах справедливы законы сохранения? Сформулируйте законы сохранения энергии, импульса и момента импульса. Приведите примеры действия этих законов в окружающей жизни.
6. Дайте формулировку принципа неопределенности Гейзенберга. Поясните, какое отношение он имеет к предсказуемости событий.
7. В основе статистического метода исследования свойств макроскопических систем лежит молекулярно – кинетическая теория. Сформулируйте основные положения этой теории.
8. Какие системы называются открытыми? Приведите примеры открытых систем. Какие системы называются неравновесными? Как ведет себя энтропия в открытых неравновесных системах?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития естествознания, взяв за основу следующие имена: Аристотель, Коперник, Планк, Пригожин.
Аристотель был первым античным философом, создавшим понятийный аппарат для определения того, что такое движение, а тем самым, первую форму физической науки. «Так как природа есть начало движения и изменения, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».
Время у Аристотеля определяется через движение. «Время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему. Т.о. время не есть движение, а является им постольку, поскольку движение имеет число. Доказательством служит то, что большее или меньшее мы оцениваем числом, движение же большее или меньшее временем, следовательно, время есть известное число».
В основе учения Аристотеля о мироздании лежит представление о 4-х стихиях. Аристотель учил, что существует 4-е первичных стихии: тепло и холод, сухость и влажность. Эти стихии являются качествами.
Попарное их соединение и сочетание дает четыре основных элемента: сочетание жаркого и сухого дает огонь, жаркого и влажного - воздух, холодного и влажного – воду, холодного и сухого - землю. Из этих элементов образуется все многообразие материального мира.
1. Воронов В.К., Гречнева М.В. Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания. – М.: Наука, 2000 – 633 с.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 701 с.
3. Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Уфа, 2010. – 244 с.
4. Макаров В.К. Концепции современного естествознания. – Волгоград: Издательство Волгоградского Университета, 2006 – 618 с.
5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 590 с.