В работе показано последовательным выводом, что закон всемирного тяготения объясняет механизм действия гравитации и определяет третий закон Кеплера, полученный из наблюдений и измерений, определена масса Солнца, изучены характеристики движения, которы введены в кинематике, найдена линейная скорость точки, расположенной на ободе колеса, и угловое ускорение колеса, приведено понятие «атомное ядро», рассчитана удельная энергия связи ядра, пояснен процесс образования молекул, понятие валентности, описана модель идеального газа, приведено его уравнение состояния, раскрыта суть корпускулярно-волнового дуализма, рассмотрен процесс фотосинтеза, приведено сравнение клеточного дыхания и фотосинтеза, раскрыто понятие «биосфера», указаны ее функции, рассмотрены отличия динамических законов от статистических, рассмотрено представление о критериях истинности знания, приведены отличия естественнонаучного подхода от натурфилософского, приведены ответы на 10 тестовых вопроса. Учебное заведение - НГУЭУ, вариант 1.
1.1. Покажите последовательным выводом, что закон всемирного тяготения объясняет механизм действия гравитации и определяет третий закон Кеплера, полученный из наблюдений и измерений. Определите массу Солнца, если известно, что Земля движется вокруг него со скоростью 30 км/с на среднем расстоянии 150 млн. км.
2.1. Какие характеристики движения введены в кинематике? Как понимается движение тел в классической механике и современной науке? Какие модели используются при описании движений тел? Найдите линейную скорость точки, расположенной на ободе колеса, и угловое ускорение колеса. Это колесо радиусом 0,5м вращается с постоянным угловым ускорением. Через 0,4с после начала вращения угловая скорость достигает 4 рад/с.
3.1. Что такое «атомное ядро», каков его размер и состав, как это определили? Как связываются нуклоны в ядре атома, от чего зависит энергия их связи? Если известно, что энергия связи ядра дейтерия 12Н равна 2,224 МэВ, то чему равна удельная энергия связи этого ядра? От чего зависит устойчивость атомных ядер? Какие химические элементы могут распадаться самопроизвольно?
4.1. Поясните процесс образования молекул, понятие валентности. Как отражена валентность химического элемента в Периодической таблице? Какими фундаментальными взаимодействиями обусловлена химическая связь? Чем определяется устойчивость химической связи? Для каких соединений характерна ионная химическая связь?
5.1. Опишите модель идеального газа, приведите его уравнение состояния. Каково давление смеси из 6г водорода и 12г гелия в закрытом сосуде вместимостью 20 литров, если смесь находится в нем при температуре 300К?
6.1.Поясните суть корпускулярно-волнового дуализма. Какими свойствами обладает электрон в разных экспериментах? Оцените длину волны электрона с энергией 20 эВ и пули массой 2г, летящей со скоростью 500 м/с. Каковы возможности обнаружения у этих объектов волновых свойств?
7.1. Как происходит процесс фотосинтеза? Сравните клеточное дыхание и фотосинтез. Расположите процессы, связанные с преобразованием энергии живыми организмами (дыхание, брожение, фотосинтез), в порядке эволюционного возникновения и обоснуйте ответ.
8.1. Раскройте понятие «биосфера», укажите ее функции и характеризуйте ее оболочки. Каковы основные факторы устойчивости биосферы и существования ее как единой целостной системы? Как В.И. Вернадский изменил представление о биосфере?
9.1. Поясните, в чем состоят отличия динамических законов от статистических. Приведите примеры. В чем заключаются различия понимания вероятности в классической науке и современной? Каким образом при изучении типичного поведения систем можно избавляться от случайных явлений, всегда ли это возможно?
10.1. Как формировалось представление о критериях истинности знания? Чем отличается естественнонаучный подход от натурфилософского? Как наука связана с проблемой наглядности? Можно ли назвать Аристотеля ученым? Чем отличается метод Галилея от метода Аристотеля?
Вариант 1. Тесты
1. Выберите верное высказывание о соотношении науки и других сфер культуры:
А. наука, как и философия, отвечает на вопрос «почему?», а не «каким образом?»
Б. наука, так же как и мифология, стремится объяснить мир в целом
В. наука отличается от искусства своей рациональностью, использованием языка понятий и теорий, а не образов
Г. в науке, как и в религии, больше опираются на веру, чем на чувственную реальность и разум
2. Основные задачи на эмпирическом уровне познания - это:
А. главная задача – фиксация фактов
Б. главная задача – объяснение фактов
В. возможность объяснить и обосновать внутренние признаки явлений
Г. построение модели явления
3. Идея необходимости доказательства в науке восходит к
А. Древнему Египту
Б. Древней Индии
В. Средневековой Европе
Г. Древней Греции (Фалес)
4. Принцип эквивалентности заключается в
А. равноправности всех инерциальных систем,
Б. равенстве инертной и гравитационной массы,
В. отсутствии зависимости процессов, происходящих во всех инерциальных системах, от скоростей их движения относительно друг друга;
Г. пропорциональности масс скоростям тел;
5. Источником центростремительной силы для планет служит
А. только солнечная активность,
Б. только гравитация,
В. только потенциальная энергия,
Г. все три перечисленные фактора
6. Закон сохранения момента импульса изолированной системы является следствием
А. изотропности пространства
Б. однородности пространства
В. однородности времени
Г. геометрической симметрии
7. Примерами дополнительных физических величин являются:
А. координата и импульс
Б. энергия и время
В.энергия и импульс
Г.координата и время измеряемых величин, характеризующих объект
8. Молекулы ДНК являются носителями наследственности в клетке, поскольку в них закодирована информация о
А. составе молекулы АТФ;
Б. строении аминокислот;
В. первичной структуре белка;
Г.строении плазматической мембраны.
9. В живых организмах энтропия может уменьшаться, т.к.
А.они есть изолированные системы от воздействий внешней среды
Б.они находятся в состоянии термодинамического равновесия
В.они есть открытые системы, находящиеся вдали от термодинамического равновесия
Г.в них нет производства энтропии
10. Источником химических элементов тяжелее гелия во Вселенной являются
А. циклы термоядерных реакций, происходящие в центре звезд большой массы (5-9 солнечных масс), - элементы не тяжелее железа
Б. нуклеосинтез в первые доли секунды после Большого Взрыва
В. взрывы Сверхновых - элементы тяжелее железа
Г. планетарные туманности и планеты, существующие вблизи звезд
Список используемой литературы