Введение
1. Государственное и правовое принуждение (их соотношение)
2. Виды мер государственно-правового принуждения: по основанию, функциям, целям
2.1. Юридическая ответственность
2.2. Меры защиты
2.3. Меры пресечения (правовая аномалия)
3. Превентивные меры: особенности применения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Возможность применения принуждения является, по мнению большинства исследователей, неотъемлемым признаком государства и гарантией эффективного действия права как регулятора общественных отношений. Поэтому в правовой литературе проблема правового принуждения всегда была и остается актуальной.
Являясь специфическим методом правового регулирования, принуждение неоднородно и объективно включает в свой объем самые различные формы и меры, посредством и на основе которых компетентные органы государства и его должностные лица осуществляют конкретизированное воздействие на поведение людей в целях упорядочения, охраны, защиты или вытеснения из жизни общества соответствующих нежелательных общественных отношений[1].
По мнению Д.Н. Бахраха[2], принуждению свойствен характер системности, что позволяет провести его классификацию.
Представляется интересным позиция К.М. Сарсенова[3], который предлагает подразделять формы принуждения по фактическим основаниям в зависимости от конкретных юридических фактов и в то же время классифицирует принуждение по данному основанию на предупредительные, пресекательные, восстановительные формы, меры юридической ответственности. Более целесообразным представляется объединение предупредительных, пресекательных, восстановительных мер, а также мер юридической ответственности в отдельную группу форм принуждения, которую следует классифицировать по целевой направленности и способу обеспечения общественного порядка. Целевая направленность указывает, к достижению каких результатов стремится правоприменитель, реализуя ту или иную принудительную меру. Способ обеспечения общественного порядка определяет, каким образом оказывается данное принудительное воздействие.
Такая классификация позволяет не только проанализировать внешнее воздействие мер принуждения, но и понять их предназначение, увидеть тот результат, который должен наступить в результате применения указанных мер.
Выбранная тема курсовой работы является весьма актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание государственно-правового принуждения, изучить виды и функции мер принуждения.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
- Охарактеризовать государственное и правовое принуждение (их соотношение);
- Исследовать виды мер государственно-правового принуждения: по основанию, функциям, целям (юридическая ответственность, меры защиты, меры пресечения);
- Изучить особенности применения превентивных мер.
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
[1] Серёгина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. / В.В. Серёгина – Воронеж, 1991. С. 134.
[2] Бахрах Д.Н. Дисциплинарное принуждение // Правоведение. 1985. N 3.
[3] Сарсенов К.М. Государственное принуждение и его реализация в деятельности органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996.