Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы содержания детей в детских учреждениях
1.1. Законодательные проблемы в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Проблематика реализации прав детей, лишенных родительского попечения и содержащихся в детских учреждениях, в России
Глава 2. Практические особенности и характеристика девиантного поведения среди воспитанников детских домов: опыт социологического анализа
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время в стране проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня жизни детей, обеспечение их правовой защищенности. Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения детей, государство еще в середине 90-х годов XX в. определило в качестве одного из основных направлений в своей деятельности укрепление правовой защиты детей.
Существующее положение - тенденция снижения рождаемости, рост уровня заболеваемости, алкоголизация и наркотизация среди несовершеннолетних, а отсюда - рост правонарушений и преступлений как со стороны несовершеннолетних, так и по отношению к ним - вызывает тревогу. Усиливаются такие явления, как бродяжничество, социальное сиротство, безнадзорность. Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.
Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, так как Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. В связи с этим требуются новые подходы к анализу и решению проблем детства, семьи.
Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 Семейного кодекса РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Выбранная тема курсовой работы весьма актуальна в современных условиях, так как на протяжении нескольких лет в юридической литературе, средствах массовой информации вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого и порой бесчеловечного обращения с ними не теряют актуальности и злободневности. Не случайно по стране прокатилась волна судебных процессов, связанная с серьезными нарушениями в сфере опеки и попечительства и усыновления детей - граждан России иностранцами. И, как результат, возникший в обществе резонанс активизировал работу законодательных, исполнительных и правоприменительных органов государства в данной сфере: были приняты новые нормативные правовые акты, пресечена деятельность отдельных недобросовестных работников, наживающихся на несчастных детях.
Цель работы – раскрыть сущность и проблемы содержания детей в детских учреждениях.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
- Законодательные проблемы в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Проблематика реализации прав детей, лишенных родительского попечения и содержащихся в детских учреждениях, в России;
- Практические особенности и характеристика девиантного поведения среди воспитанников детских домов: опыт социологического анализа.
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ред. от 29.12.2006) // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.
2. Всеобщая декларация прав человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
3. Борисова Н.Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. 2-е изд. М.: Издательство РГСУ, 2011.
4. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка. Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. д.ю.н., профессор А.М. Нечаева. М.: Институт государства и права РАН, 2009.
5. Бочарова С. Необходимо создать гарантии права ребенка на семью // Беспризорник. 2010. N 4.
6. Викторов И.С., Макашова А.Ж. О состоянии законности и типичных нарушениях норм Жилищного кодекса Российской Федерации в правоприменительной практике // Жилищное право. 2011. N 11.
7. В детском доме ребенок должен обрести семью // Детский дом. 2011. N 1(18).
8. Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Эксперт. 2012. № 3.
9. Данилова О.В., Таланов С.Л., Грибова Е.Н. Девиантное поведение среди воспитанников и бывших воспитанников детских домов // Психология. 2012. № 1.
10. Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей // Законность. 2005. N 6.
11. Королева Г. О бедном ребенке замолвите слово... // Законность. 2011. N 6.
12. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: Институт государства и права РАН, 2010.
13. Овадюк Г.Т. Конституционное право на личную неприкосновенность человека и гражданина в РФ: Автореф. на соискание степени к.ю.н. М., 2011.
14. Паршукова К.Ю. Проблемы реализации прав детей, лишенных родительского попечения, в России // Деловой мир. 2012. № 2.
15. Петренко В. Для меня все дети - родные // Российская Федерация сегодня. 2012. N 12.
16. Платошкин А., Черняк А. Общество начинается с семьи. Парламентские слушания // Российская Федерация сегодня. 2011. N 11.
17. Семьеведение: Учебное пособие / Н.Ф. Дивицына. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.
18. Таланов С.Л. Делинквентное поведение среди бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов // Ярославский педагогический вестник. 2011. N 1. Т. I (Гуманитарные науки).
19. Таланов С.Л. Факторы формирования девиантной личности преступника // Человек и вселенная. 2003. N 8(29).
20. Шершень Т.В. Теоретические и практические проблемы обеспечения права ребенка на содержание в современной России // Государство и право. 2010. № 4.