Введение
Глава 1. Теоретические основы становления исследовательского поведения детей дошкольного возраста
1.1. Содержание понятия «исследовательское поведение» в научной литературе
1.2. Психолого-педагогические особенности становления исследовательского поведения детей дошкольного возраста
1.3. Возможности становления исследовательского поведения детей дошкольного возраста путем ознакомления с природой
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию возможностей становления исследовательского поведения детей дошкольного возраста
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности исследовательского поведения детей дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
2.2. Развитие исследовательского поведения детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования на контрольном этапе
Заключение
Библиографический список
Приложения
В современном образовании одной из актуальных проблем дошкольного образования является развитие исследовательского поведения ребенка. Различные формы исследовательского поведения интенсивно внедряются в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Современное общество нуждается в активной и самостоятельной личности, способной к проявлению исследовательского поведения и творчества в решении жизненно важных проблем.
Актуальность развития познавательной сферы детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В данном документе важным моментом можно отметить тот факт, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В свою очередь, стоит отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяют пять образовательных областей, одной из которых является познавательное развитие. В рамках данной области предполагается задача «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательского поведения детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Все это создает реальную основу для становления исследовательского поведения старшего дошкольника.
В свою очередь, важно подчеркнуть, что, несмотря на большое внимание к проблеме становления исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста, в современном образовании до сих пор остается нерешенным ряд вопросов, главный из которых – какими методами и средствами вызывать у ребёнка устойчивое исследовательское поведение в той или иной деятельности.
Необходимость осмысления методических условий, способствующих эффективности данного процесса в практике дошкольного образования, определяет актуальность исследования на тему «Становление исследовательского поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать методы развития исследовательского поведения детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования: становление исследовательского поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования: ознакомление с природой как средство становления исследовательского поведения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление с природой будет способствовать формированию исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста, если:
в процессе экспериментирования происходит умственное развитие детей.
педагоги используют различные методы и приемы работы по экспериментированию.
подбирается комплекс исследовательских заданий, включающих наблюдения и опыты с объектами природы, поиск научной информации.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследовательского поведения детей дошкольного возраста;
2) Рассмотреть возможности становления исследовательского поведения детей дошкольного возраста путем ознакомления с природой;
3) Провести диагностику исходного уровня сформированности исследовательского поведения детей дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования;
4) Предложить мероприятия по развитию исследовательского поведения детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и эмпирическим путем определить их эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, А.Г. Гогоберидзе, и т.д.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности.
Психологические исследования, посвященные деятельности и развитию личности ребенка А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, и т.д.;
Отечественные исследования в области исследовательского обучения, представленные в трудах Г.К. Селевко, Е.С. Полат, Т.И. Шамовой, и т.д.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение эмпирических данных, формулирование выводов по теме исследования;
2. Эмпирические: Методика «Дополнение фраз» (Диагностика и пакет методик в модификации Л.В. Шорохиной), Методика «Счет» (Д. Векслер), Методика «Последовательные картинки» (Д. Векслер), педагогический эксперимент;
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования, построение таблиц, диаграмм, статистические метода анализа данных (расчет t-критерий Стьюдента для связанных совокупностей).
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 31 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – N 53 (часть I). – Ст. 7598.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 // Российская газета. – 2022. – N 265. – С. 3 – 6.
Акимова, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром / Ю.А. Акимова. – М.: Творческий Центр Сфера, 2017. – 124 с.
Аксенова, Т.А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т.А. Аксенова // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 1 – 6.
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2021. – 128 с.
Асмолов, А. Г. Психология личности : учебник / А. Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 2022. – 367 с.
Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 2015. – 328 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография, цикл статей / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2019. – 400 с.
Ванклив Д. Простые опыты для маленьких детей / Д. Ванклив ; пер. с англ. Е. Г. Рудаковой. – М.: АСТ: Астрель, 2020. – 127 с.
Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.А. Семчук, А.И.Янчий. – Гродно : ГрГУ, 2016. – 198 с.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 4. Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика,– 2021. – 433 с.
Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во Московского университета, 2015. – 45 с.
Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - СПб.: Питер, 2022. – 320 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2016. – 465 с.
Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2019. – 367 с.
Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 160 с.
Егорова, Т. А. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы / Т. А. Егорова // Детский сад от А до Я. – М., 2014. – № 2. – С. 90-97.
Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования / В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2019. – 128 с.
Изотова, Е. И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении / Е. И. Изотова. – М.: Академия, 2014. – 288 с.
Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 568 с.
Карандашев, В. Н. Педагогическая психология / В. Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2016. – 411 с.
Комарова, И.А. К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирование осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста / И.А. Комарова, С.В. Спирин. Вектор науки ТГУ. Серия: // Педагогика психология. – 2020. – № 2. – С . 60 – 64.
Королёва, Л. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. – М. : Детство-Пресс, 2020. – 64 с.
Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2019. – №3. – С. 4 – 12.
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2015. – 352 с.
Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М. : Институт практической психологии, 2017. – С. 227-259.
Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2015. – 781 с.
Мананникова, Е.Н. Педагогическая психология / Е.Н. Мананникова. –М.: Дашков и К, 2014. – 223 с.
Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 2022. - №11. – С. 26-29.
Мугалимова, И. В. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности / И. В. Мугалимова. – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/12/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov-kak (Дата обращения 27.10.2022)
Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2016. – 608 с.
Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.С. Мухина // Народное образование. – 2018. – № 7. – С. 123-127.
Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы : учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 461 с.
Паршукова, И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / И.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 1. – С. 19-23.
Поддъяков, Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт / Н. Н. Поддъяков. – М.: Аспектъ–пресс, 2016. – 211 с.
Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков //Школьные технологии. – 2018. – №3. – С.85 – 89.
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационны е технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева , А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2019. – 272 с.
Романов, А. А. Имя И.П. Павлова в педагогике и психологии ХХ века / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века. – Рязань : Концепция, 2017. – С. 26 – 58.
Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 590 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 960 с.
Савенков, А. И. Развитие исследовательских умений школьников / А. И. Савенков. – Режим доступа : https://psy.1sept.ru/view_article.php?ID=200801802 (Дата обращения 27.10.2022)
и другие источники