Введение
1 Понятие и содержание конкурентоспособности стран на мировом рынке
1.1 Понятие международной конкуренции и конкурентоспособность страны в мировой экономике
1.2 Геополитический фактор и конкурентоспособность
2 Проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке
2.1 Проблемы утраты конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке
2.2 Пути повышения конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Проблема конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более актуальной. Это ее значение возрастает вместе с ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации.
В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства приобретает в наши дни – в условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные конструкции многих стран.
Объект исследования – конкурентоспособность Российской Федерации.
Предмет исследования – проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение конкурентоспособности Росси на мировом рынке.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать понятие международной конкуренции и конкурентоспособности стран в мировой экономике;
2. рассмотреть влияние геополитического фактора на конкурентоспособность;
3. выделить проблемы утраты конкурентоспособности России на мировом рынке;
4. рассмотреть пути повышения конкурентоспособности РФ на мировом рынке.
Степень разработанности темы исследования. Конкуренция, как механизм саморегулирования рыночной экономики, исследовалась экономистами: А. Смитом, Д. Рикардо, А. Маршаллом, Ф. X. Найтом, Дж. Робинсон, Э. Чемберлином, Й. Шумпетером, А. Ф. Хайеком, М. Бестом, В. Д. Андриановым, М. И. Гельвановским, Л. П. Евстигнеевой и Р. Н. Евстигнеевым, Т. М. Каретниковой, Р. Мэтьзом, А. Ю. Юдановым. В процессе эволюции рынков произошло ограничение саморегулирующейся роли конкуренции. Но конкуренция не исчезает, т.к. государства вынуждены создавать конкурентную среду (институциональный механизм), в которой предприятия получают прибыль от предпринимательской активности, а, не ограничивая конкуренцию, за счет монополизации и внерыночного принуждения.
Структура курсовой работы – введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список используемой литературы.
1 Понятие и содержание конкурентоспособности стран на мировом рынке
1.1 Понятие международной конкуренции и конкурентоспособность страны в мировой экономике
Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
Конкуренция образует диалектическое единство с монополией, они постоянно противостоят друг другу на рынке. Понятие конкуренции настолько многозначно, что не охватывается каким-либо одним определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, при котором один капитал соперничает с другим. Выступая главной сущностной чертой, свойством товарного производства, способом его развития, конкуренция выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).
Сущность, формы и методы конкуренции со временем претерпевают изменения. Произошел переход от свободной конкуренции к монополистической (олигополистической) конкуренции. Произошло смещение «центра тяжести» от ценовой к неценовой конкуренции (соперничество за достижение наиболее высокого качества товаров и услуг). При неценовой конкуренции главным инструментом борьбы становится качество товара, услуги. Важным средством конкуренции стала политика интенсивного внедрения в производство различных нововведений, изобретений, промышленных образцов.
В зарубежной литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется.; Критерии, характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне предприятия, отрасли, национального хозяйства, отдельного региона, несомненно имеют свою специфику. Проще всего понятие конкурентоспособности поддается осмыслению на уровне предприятия. Обычно конкурентоспособным считается предприятие, которое, осуществляя свою деятельность в условиях открытых рынков, способно длительное время оставаться прибыльным. Понятие конкурентоспособности на макроуровне отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, главным образом в сфере международной торговли, и одновременно ее способность укреплять эти позиции. Это главный, но не единственный аспект понятия конкурентоспособности национального хозяйства. Зарубежные исследователи настаивают на том, что страну можно квалифицировать как конкурентоспособную, если она к тому же может наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость, реальные доходы граждан.
Итак, конкурентоспособность национальной экономики - очень сложное, многоаспектное понятие. К тому же оно не имеет общепризнанного универсального определения. Под конкурентоспособностью национальной экономики (КНЭ) понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но это лишь одна, притом наиболее видимая сторона понятия.
1. Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России// Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 236 с.
2. Артемов Н.М. Валютные ограничения: Учеб. пособие. – М.: Профобразование, 2011. – 368 с.
3. Гельвановский, М. И. Конкурентоспособность национальной экономики: Проблемы статистического сопровождения / М. И. Гельвановский, К. Л. Рожков, Н. И. Скрябина. – М.: Статистика России, 2009. – 384 с.
4. Горбашко Е. Конкурентоспособность стран. Ее оценка в преодолении последствий экономического кризиса / Е. Горбашко, И. Дюков, К. Туманов // Стандарты и качество. – 2009. – N 10. – С. 66-70.
5. Гребнев А.Д. Регулирование валютного курса и платежного баланса: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2010. – 148 с.
6. Долотенкова Л.П. Обменный курс и паритет покупательной способности валют: Стат. исслед. - М. : Моск. межбанк. валют. биржа, 2012. –244 с.
7. Киселев С.Г. Трансформация геополитической и геоцивилизационной безопасности России // Многовекторность безопасности международных отношений. Научные доклады Института стратегических исследований. – М.: ЭНДИСИ. 2006. № 1. – 348 с.
8. Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность США // США*Канада. – 2007. – №10. – С. 27-31.
9. Макиндер Х. Географическая ось истории// Геополитика: Хрестоматия/ Сост. Б.А. Исаев. СПб.: Питер, 2007. – 128 с.
10. Навой А. О проблемах введения полной конвертируемости рубля // Рынок ценных бумаг. – 2011. – N 20. – С. 14-23.
11. Паховом А. Позиции Российской Федерации на мировых рынках: до и после кризиса / А. Пахомов // Экономическое развитие России – том 18. – № 11. – ноябрь-декабрь 2011. – С. 12-16.
12. Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты. Сборник научных статей аспирантов и студентов, вып. 11/ Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. – СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2011. – 384 с.
13. Сатирян С.А. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития // Рос. акад. наук, Центр внешнеэкон. исслед. – М.: Наука, 2011. – 136 с.
14. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006. – 236 с.
15. Степашин С.В. Конкурентоспособность России в условиях глобализации: взгляд Счетной палаты // Конкурентоспособность России в условиях глобализации. М.: РАГС, 2006. – с. 148.
16. Сударев А.Н. Политика и экономика конвертируемости рубля // Эксперт. – 2012. – № 9. – С. 36-41.
17. Федорович В. А. США: государство и экономика / В. А. Федорович, А. П. Патрон. – М.: Международные отношения, 2007. – 386 с.
18. Филимонова Е.М. Передвижение валюты без проблем // Главная книга. – 2012. – № 20. – С. 29-38.
19. Хавин А. Переход России к полной конвертируемости рубля: прогнозы и оценки // Финанс. – 2011. – № 3. – С. 11-19.