ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧ. XIX ВВ.
1.1 Понятие гендерных стереотипов
1.2 Гендерные стереотипы второй половины XVIII – нач. XIX вв.
2. ЖЕНЩИНЫ ДВОРЯНКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧ. XIX ВВ. РАЗРУШИВШИЕ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
2.1 Вхождение женщин дворянок второй половины XVIII – нач. XIX вв. в мир мужчин
2.2 Екатерина Романовна Дашкова – дворянка, разрушившая гендерные стереотипы
2.3 Зинаида Александровна и Мария Николаевна Волконские
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы «Женщины дворянки второй половины XVIII – нач. XIX вв. – разрушительницы гендерных стереотипов» вызвана тем, что процесс разрушения гендерных стереотипов продолжается до сих пор, и понять его истоки и исследовать первые шаги в данном направлении чрезвычайно интересно. Кроме того, современные женщины добились многого на пути приобретения равенства с мужчинами, но, несмотря на появившуюся возможность активно участвовать в политической и социальной жизни общества стереотип женщины, как матери, хозяйки и хранительницы домашнего очага превалирует над остальными.
Противоречие исследуемой темы заключается в том, что во второй половине XVIII – начале XIX вв. изменение общественного отношения к положению женщины казалось невозможным. И до сих пор многие политологи, историки, социологи и психологи спорят о том, действительно ли в этот период женщине удалось разрушить существующие гендерные стереотипы, было ли это закономерностью или исключениями из правил, и можно ли данный период считать точкой отсчета нового отношения к положению женщины в обществе.
Проблема исследования заключается в том, какие гендерные стереотипы разрушили женщины дворянки второй половины XVIII – нач. XIX вв. и какие средства и методы для достижения своей цели использовали.
Цель исследования заключается в анализе женщин дворянок второй половины XVIII – нач. XIX вв., разрушивших гендерные стереотипы.
Объект исследования – положение женщины дворянки второй половины XVIII – нач. XIX вв.
Предмет исследования - женщины дворянки второй половины XVIII – нач. XIX вв. – разрушительницы гендерных стереотипов.
Гипотеза исследования: во второй половине XVIII – нач. XIX вв. женщинам дворянкам удалось разрушить существующие гендерные стереотипы и добиться нового положения и отношения в обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие гендерных стереотипов.
2. Изучить гендерные стереотипы второй половины XVIII – нач. XIX вв.
3. Проанализировать, как происходило вхождение дворянок второй половины XVIII – нач. XIX вв. в мир мужчин.
4. Проанализировать на примере Екатерины Романовны Дашковой и Зинаиды Александровны Волконской, как разрушались гендерные стереотипы.
Методология исследования: труды отечественных историков, психологов и социологов, материалы периодических изданий, мемуары очевидцев событий, автобиографические рукописи.
Методами исследования выступили критический метод, метод анализа и обобщения информации, метод диагностики и описания изучаемых явлений.
Весь процесс проведенного исследования можно разделить на несколько этапов:
1. Изучение теоретического материала.
2. Проведение анализа собранной информации.
3. Написание и оформление самой работы.
Научная новизна проведенного исследования не высокая, поскольку к теме разрушения гендерных стереотипов обращались многие психологи, историки и социологи. В тоже время оно представляет большой интерес, поскольку в нем анализируются конкретные личности женщин дворянок, а само исследование проводится на основе их мемуаров и автобиографических рукописей.
Практическая значимость работы. Данная работа может послужить базовым материалом для написания более глубокого труда, например диссертации. Кроме того, теоретический материал, представленный в работе, может являться основой для лекционных занятий в ВУЗах.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧ. XIX ВВ.
1.1 Понятие гендерных стереотипов
Гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху Модерности, то есть во второй половине XVIII века. По мнению Р. Коннелла, бессмысленно пытаться искать какие-то бы ни было «трансисторические истины» о мужестве и мужском начале. Вместе с тем многие представления о мужском и женском началах изменились на протяжении столетий – как содержательно, так и, особенно, функционально – не столь значительно. К примеру, современные представления об особой женской эмоциональности и средневековые воззрения на «неспособность женщины контролировать свои чувства» выглядят почти идентичными, равно как не изменились представления о корреляции власти с мужским – разумным, справедливым, не подверженным эмоциям – началом. Однако, подобно всем социальным стереотипам, гендерные стереотипы претерпевают изменения по мере того, как изменяются прочие социальные представления и нормы, а также реальный статус стереотипизируемых и стереотипизирующих групп. Уже нет, скажем, однозначно разделяемых представлений о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и беспомощном создании. Тем не менее, приходится констатировать, что изменения гендерных стереотипов идут гораздо медленнее изменений социальных реалий .
Итак, определений понятия «гендерные стереотипы» достаточно много. В данном исследовании приведем наиболее популярные из них.
Гендерные стереотипы – это культурно, психологически и социально обусловленный набор представлений (убеждений, мнений, суждений) о качествах, признаках, нормах поведения, которые свойственны «настоящим» мужчинам и женщинам. Гендерные стереотипы строятся по принципу «бинарной оппозиции»: то, что приписывается мужчинам, отрицается за женщинами. Гендерные стереотипы фиксируются в языке, а затем начинают работать в общественном и индивидуальном сознании по схеме «правильное /неправильное». Таким образом, стереотип нередко задает программу поведения. Одним и тем же действиям, качествам и признакам даются разные оценки в зависимости от пола. Например, сказать женщине, что у нее «мужской ум» – это сделать комплимент; но сказать мужчине, что у него «женский характер» – это значит оскорбить его .
Гендерный стереотип – как институт является значительной частью социального капитала, который человек накапливает в процессе социализации. П. Бурдье определял социальный капитал как «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания, с членством в группе». По Бурдье, такие отношения могут существовать только в практическом состоянии в форме обмена материального и (или) символического, который способствует их поддержанию. Эти ресурсы могут быть оформлены социально и гарантированы общим именем или целым набором институционализирующих актов, призванных одновременно формировать и информировать тех, кто через них проходит; так они приводятся в действие, а затем поддерживаются и контролируются в процессе обмена .
1. Анисимов, Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра / Е.В. Анисимов. – М.: Наука, 1986. – 240 с.
2. Аронов, А.А. Дворянство в русской культуре / А.А. Аронов. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 180 с.
3. Басаргин, Н. Записка о позиции разных слоев дворянства в вопросе об освобождении крестьянства и способах освобождения крестьян / Н. Басаргин. - Иркутск: Сибирское книжное издательство, 1988. – 407 с.
4. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
5. Богословский, М. Быт и нравы русского дворянства / М. Богословский. – М.: Наука, 2011. – 52 с.
6. Веневитинов, Д.В. Стихотворения. Проза. Письма / Д.В. Веневитинов. – М.: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1985. – 320 с.
7. Волконская, М.Н. Записки княгини Марии Николаевны Волконской / М.Н. Волконская. – М.: Либроком, 2011. – 249 с.
8. Герцен, А.И. Былое и думы / А.И. Герцен. – М.: Захаров, 2003. – 988 с.
9. Дашкова, Е. Екатерина Дашкова. Записки 1743 - 1810 гг. / Е. Дашкова – М.: Наука, 1985. – 288 с.
10. Дашкова, Е.Р. Литературные сочинения / Е.Р. Дашкова. – М.: Академия плюс, 1990. - 368 с.
11. Дашкова, Е.Р. Записки / Е.Р. Дашкова. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 308 с.
12. Каган, В.Е. Организационная психология. Обучающий тестовый контроль / В.Е. Каган. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 84 с.
13. Клецина, Е.С. Гендерная психология / Е.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2009. – 426 с.
14. Корелин, А.П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904 гг. / А.П. Корелин. – СПб.: Питер, 1999. – 304 с.
15. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 620 с.
16. Лаврентьева, Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия / Е. Лаврентьева. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 560 с.
17. Митина, О.В. Математические методы в психологии / О.В. Митина. – М.: Логос, 2009. – 106 с.
18. Михневич, О.В. Русская женщина XVIII столетия / О.В. Михневич. – М.: Лира, 2007. – 256 с.
19. Морозова, Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси / Л.Е. Морозова. – М.: Астрель, 2009. – 130 с.
20. Некрасов, Н. Русские женщины / Н. Некрасов. – М.: АСТ, 2011. – 400 с.
21. Новиков, Н.И. О воспитании и наставлении детей / Н.И. Новиков. – М.: КнигоМир, 2007. – 320 с.
22. Порай-Кошиц, И.А. История русского дворянства от IX до конца XVIII века / И.А. Порай-Кошиц. – М.: Веха, 2005. – 156 с.
23. Пушкарева, Н. Гендерная теория и историческое знание / Н. Пушкарева. – М.: Мысль, 2007. – 550 с.
24. Римашевская, Н. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования / Н. Римашевская. – М.: Наука, 2009. – 380 с.
25. Розен, А.Е. Записки декабриста / А.Е. Розен. – М.: Феникс, 2008. – 674 с.
26. Русский быт в воспоминаниях современников. XVIII век. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 704 с.
27. Степанова, Л.Г. Введение в гендерную психологию / Л.Г. Степанова. – М.: Мысль, 2011. – 560 с.
28. Тычинина, Л.В. Е. Р. Дашкова. Портрет в контексте истории / Л.В. Тычинина. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 282 с.
29. Тютчева, А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора / А. Ф. Тютчева. – М.: Астрель, 1990. – 192 с.
30. Чекалина, А.А. Гендерная психология / А.А. Чекалина. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 237 с.
31. Черейский, А.А. Современники Пушкина: Документальные очерки / А.А. Черейский. – М.: Издательство МГУ, 1999. – 352 с.
32. Чечулин, Н. Русское Провинциальное Общество Во Второй Половине XVIII Века / Н. Чечулин. – СПб.: Питер, 2008. – 130 с.
33. Яковлев, А.И. Очерки истории русской культуры XIX века / А.И. Яковлев. – М.: Мысль, 2010. – 584 с.