Курсовая работа|История

Курсовая Женщины дворянки разрушительницы гендерных стереотипов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2012 | Страниц: 47

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧ. XIX ВВ.

1.1 Понятие гендерных стереотипов

1.2 Гендерные стереотипы второй половины XVIII – нач. XIX вв.

2. ЖЕНЩИНЫ ДВОРЯНКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧ. XIX ВВ. РАЗРУШИВШИЕ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

2.1 Вхождение женщин дворянок второй половины XVIII – нач. XIX вв. в мир мужчин

2.2 Екатерина Романовна Дашкова – дворянка, разрушившая гендерные стереотипы

2.3 Зинаида Александровна и Мария Николаевна Волконские

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы «Женщины дворянки второй половины XVIII – нач. XIX вв. – разрушительницы гендерных стереотипов» вызвана тем, что процесс разрушения гендерных стереотипов продолжается до сих пор, и понять его истоки и исследовать первые шаги в данном направлении чрезвычайно интересно. Кроме того, современные женщины добились многого на пути приобретения равенства с мужчинами, но, несмотря на появившуюся возможность активно участвовать в политической и социальной жизни общества стереотип женщины, как матери, хозяйки и хранительницы домашнего очага превалирует над остальными.

Противоречие исследуемой темы заключается в том, что во второй половине XVIII – начале XIX вв. изменение общественного отношения к положению женщины казалось невозможным. И до сих пор многие политологи, историки, социологи и психологи спорят о том, действительно ли в этот период женщине удалось разрушить существующие гендерные стереотипы, было ли это закономерностью или исключениями из правил, и можно ли данный период считать точкой отсчета нового отношения к положению женщины в обществе.

Проблема исследования заключается в том, какие гендерные стереотипы разрушили женщины дворянки второй половины XVIII – нач. XIX вв. и какие средства и методы для достижения своей цели использовали.

Цель исследования заключается в анализе женщин дворянок второй половины XVIII – нач. XIX вв., разрушивших гендерные стереотипы.

Объект исследования – положение женщины дворянки второй половины XVIII – нач. XIX вв.

Предмет исследования - женщины дворянки второй половины XVIII – нач. XIX вв. – разрушительницы гендерных стереотипов.

Гипотеза исследования: во второй половине XVIII – нач. XIX вв. женщинам дворянкам удалось разрушить существующие гендерные стереотипы и добиться нового положения и отношения в обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть понятие гендерных стереотипов.

2. Изучить гендерные стереотипы второй половины XVIII – нач. XIX вв.

3. Проанализировать, как происходило вхождение дворянок второй половины XVIII – нач. XIX вв. в мир мужчин.

4. Проанализировать на примере Екатерины Романовны Дашковой и Зинаиды Александровны Волконской, как разрушались гендерные стереотипы.

Методология исследования: труды отечественных историков, психологов и социологов, материалы периодических изданий, мемуары очевидцев событий, автобиографические рукописи.

Методами исследования выступили критический метод, метод анализа и обобщения информации, метод диагностики и описания изучаемых явлений.

Весь процесс проведенного исследования можно разделить на несколько этапов:

1. Изучение теоретического материала.

2. Проведение анализа собранной информации.

3. Написание и оформление самой работы.

Научная новизна проведенного исследования не высокая, поскольку к теме разрушения гендерных стереотипов обращались многие психологи, историки и социологи. В тоже время оно представляет большой интерес, поскольку в нем анализируются конкретные личности женщин дворянок, а само исследование проводится на основе их мемуаров и автобиографических рукописей.

Практическая значимость работы. Данная работа может послужить базовым материалом для написания более глубокого труда, например диссертации. Кроме того, теоретический материал, представленный в работе, может являться основой для лекционных занятий в ВУЗах.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧ. XIX ВВ.

1.1 Понятие гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху Модерности, то есть во второй половине XVIII века. По мнению Р. Коннелла, бессмысленно пытаться искать какие-то бы ни было «трансисторические истины» о мужестве и мужском начале. Вместе с тем многие представления о мужском и женском началах изменились на протяжении столетий – как содержательно, так и, особенно, функционально – не столь значительно. К примеру, современные представления об особой женской эмоциональности и средневековые воззрения на «неспособность женщины контролировать свои чувства» выглядят почти идентичными, равно как не изменились представления о корреляции власти с мужским – разумным, справедливым, не подверженным эмоциям – началом. Однако, подобно всем социальным стереотипам, гендерные стереотипы претерпевают изменения по мере того, как изменяются прочие социальные представления и нормы, а также реальный статус стереотипизируемых и стереотипизирующих групп. Уже нет, скажем, однозначно разделяемых представлений о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и беспомощном создании. Тем не менее, приходится констатировать, что изменения гендерных стереотипов идут гораздо медленнее изменений социальных реалий .

Итак, определений понятия «гендерные стереотипы» достаточно много. В данном исследовании приведем наиболее популярные из них.

Гендерные стереотипы – это культурно, психологически и социально обусловленный набор представлений (убеждений, мнений, суждений) о качествах, признаках, нормах поведения, которые свойственны «настоящим» мужчинам и женщинам. Гендерные стереотипы строятся по принципу «бинарной оппозиции»: то, что приписывается мужчинам, отрицается за женщинами. Гендерные стереотипы фиксируются в языке, а затем начинают работать в общественном и индивидуальном сознании по схеме «правильное /неправильное». Таким образом, стереотип нередко задает программу поведения. Одним и тем же действиям, качествам и признакам даются разные оценки в зависимости от пола. Например, сказать женщине, что у нее «мужской ум» – это сделать комплимент; но сказать мужчине, что у него «женский характер» – это значит оскорбить его .

Гендерный стереотип – как институт является значительной частью социального капитала, который человек накапливает в процессе социализации. П. Бурдье определял социальный капитал как «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания, с членством в группе». По Бурдье, такие отношения могут существовать только в практическом состоянии в форме обмена материального и (или) символического, который способствует их поддержанию. Эти ресурсы могут быть оформлены социально и гарантированы общим именем или целым набором институционализирующих актов, призванных одновременно формировать и информировать тех, кто через них проходит; так они приводятся в действие, а затем поддерживаются и контролируются в процессе обмена .

1. Анисимов, Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра / Е.В. Анисимов. – М.: Наука, 1986. – 240 с.

2. Аронов, А.А. Дворянство в русской культуре / А.А. Аронов. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 180 с.

3. Басаргин, Н. Записка о позиции разных слоев дворянства в вопросе об освобождении крестьянства и способах освобождения крестьян / Н. Басаргин. - Иркутск: Сибирское книжное издательство, 1988. – 407 с.

4. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

5. Богословский, М. Быт и нравы русского дворянства / М. Богословский. – М.: Наука, 2011. – 52 с.

6. Веневитинов, Д.В. Стихотворения. Проза. Письма / Д.В. Веневитинов. – М.: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1985. – 320 с.

7. Волконская, М.Н. Записки княгини Марии Николаевны Волконской / М.Н. Волконская. – М.: Либроком, 2011. – 249 с.

8. Герцен, А.И. Былое и думы / А.И. Герцен. – М.: Захаров, 2003. – 988 с.

9. Дашкова, Е. Екатерина Дашкова. Записки 1743 - 1810 гг. / Е. Дашкова – М.: Наука, 1985. – 288 с.

10. Дашкова, Е.Р. Литературные сочинения / Е.Р. Дашкова. – М.: Академия плюс, 1990. - 368 с.

11. Дашкова, Е.Р. Записки / Е.Р. Дашкова. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 308 с.

12. Каган, В.Е. Организационная психология. Обучающий тестовый контроль / В.Е. Каган. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 84 с.

13. Клецина, Е.С. Гендерная психология / Е.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2009. – 426 с.

14. Корелин, А.П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904 гг. / А.П. Корелин. – СПб.: Питер, 1999. – 304 с.

15. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 620 с.

16. Лаврентьева, Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия / Е. Лаврентьева. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 560 с.

17. Митина, О.В. Математические методы в психологии / О.В. Митина. – М.: Логос, 2009. – 106 с.

18. Михневич, О.В. Русская женщина XVIII столетия / О.В. Михневич. – М.: Лира, 2007. – 256 с.

19. Морозова, Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси / Л.Е. Морозова. – М.: Астрель, 2009. – 130 с.

20. Некрасов, Н. Русские женщины / Н. Некрасов. – М.: АСТ, 2011. – 400 с.

21. Новиков, Н.И. О воспитании и наставлении детей / Н.И. Новиков. – М.: КнигоМир, 2007. – 320 с.

22. Порай-Кошиц, И.А. История русского дворянства от IX до конца XVIII века / И.А. Порай-Кошиц. – М.: Веха, 2005. – 156 с.

23. Пушкарева, Н. Гендерная теория и историческое знание / Н. Пушкарева. – М.: Мысль, 2007. – 550 с.

24. Римашевская, Н. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования / Н. Римашевская. – М.: Наука, 2009. – 380 с.

25. Розен, А.Е. Записки декабриста / А.Е. Розен. – М.: Феникс, 2008. – 674 с.

26. Русский быт в воспоминаниях современников. XVIII век. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 704 с.

27. Степанова, Л.Г. Введение в гендерную психологию / Л.Г. Степанова. – М.: Мысль, 2011. – 560 с.

28. Тычинина, Л.В. Е. Р. Дашкова. Портрет в контексте истории / Л.В. Тычинина. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 282 с.

29. Тютчева, А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора / А. Ф. Тютчева. – М.: Астрель, 1990. – 192 с.

30. Чекалина, А.А. Гендерная психология / А.А. Чекалина. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 237 с.

31. Черейский, А.А. Современники Пушкина: Документальные очерки / А.А. Черейский. – М.: Издательство МГУ, 1999. – 352 с.

32. Чечулин, Н. Русское Провинциальное Общество Во Второй Половине XVIII Века / Н. Чечулин. – СПб.: Питер, 2008. – 130 с.

33. Яковлев, А.И. Очерки истории русской культуры XIX века / А.И. Яковлев. – М.: Мысль, 2010. – 584 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское