Введение
1. Теоретические основы учета товарных потерь
1.1. Основные понятия и сущность товарных потерь
1.2. Основные проблемы учета товарных потерь
2. Учет товарных потерь в ООО ТД «Проспект Ч»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Учет товарных потерь в ООО ТД «Проспект Ч»
2.3. Документальное оформление операций по учету товарных потерь
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В практике хозяйствования нередки ситуации, когда в силу различных причин торговые организации несут потери от порчи товаров. Товарные потери могут возникать на всех стадиях торговой деятельности. Снижение товарных потерь, с одной стороны, является существенным фактором сокращения издержек обращения и повышения рентабельности торговых организаций. С другой стороны, уменьшение товарных потерь – источник увеличения товарной массы для продажи, не требующий от организации практически никаких дополнительных вложений и затрат, то есть привлечения оборотных материальных активов.
Товарные потери определяются как потери товаров при их перевозке, хранении и реализации. Приведенное определение не раскрывает сущности товарных потерь, а указывает только на стадии их возникновения. Содержательное определение понятия «товарные потери» отсутствует в нормативных документах, регулирующих порядок бухгалтерского и налогового учета. Классификации, виды и методика расчета нормируемых товарных потерь утверждены нормативно-правовыми документами.
Наиболее распространенным видом потерь является естественная убыль. Вследствие своего объективного характера эти потери нормируются, то есть по каждому товару устанавливается норма убыли в процентах. Следует отметить, что в связи с постоянным усовершенствованием условий хранения и транспортировки товаров и материалов нормы естественной убыли нуждаются в регулярной доработке.
Из вышеперечисленного, следует, что данный аспект в бухгалтерском учете занимает важное место и требует его тщательного изучения для ведения эффективного бухгалтерского учета организации торговли, что в свою очередь влияет на эффективность деятельности организации в целом.
Целью данной работы является рассмотрение учета товарных потерь. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ учета товарных потерь, в том числе основных понятий и сущности товарных потерь, а также проблем учета товарных потерь;
- изучение учета товарных потерь на примере ООО ТД «Проспект Ч», в том числе дать общую характеристику предприятия, провести анализ деятельности предприятия, учета товарных потерь.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: описание, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, логический метод.
1. Теоретические основы учета товарных потерь
1.1. Основные понятия и сущность товарных потерь
В экономической и бухгалтерской литературе встречаются различные определения понятия «товарные потери». В первой они чаще всего определяются как потери товаров при их перевозке, хранении и реализации (потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении) [1, c. 44]. В бухгалтерском учете наиболее распространены два определения товарных потерь: естественная убыль товаров при перевозках, хранении и продаже в пределах установленных норм естественной убыли, а также сверхнормативная убыль, в том числе: частичная или полная потеря качества товаров; отходы, образующиеся при реализации товаров; уценка товаров при потере их качества или порче [2, c .845]; уменьшение количества и снижение качества товарно-материальных ценностей, вызванные физико-химическими свойствами товаров и другими причинами [5, c. 58].
В экономической литературе товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы – количественные и ка¬чественные.
Количественные потери – уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров. Потери этой подгруппы вызываются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происходящими при хранении и товарной обработке. Поэтому в ряде нормативных документов их еще называют естественными, а по порядку списания – нормируемыми. Количественные, или естественные, потери относятся к не¬избежным. Их можно снизить или изменить место их возникновения путем целенаправленного регулирования факторов внешней или внутренней среды товара, но невозможно исключить полностью. Этим объясняется установление норм естественных потерь.
Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на два вида – естественная убыль и предреализационные потери. Естественная убыль – количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении.
Причинами возникновения естественной убыли служат следующие процессы: испарение воды, или усушка; распыл (утруска, распыление); розлив (размазывание); улетучивание веществ; впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку; дыхание (только для товаров, являющихся живыми объектами); бой стеклянной или раздавливание полимерной тары.
Предреализационные товарные потери, или отходы, вызывают процессы (операции), связанные с подготовкой товаров к продаже. Эти потери бывают ликвидные и неликвидные.
К отходам относятся:
- удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на промпереработку;
- отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его;
- раскрошка товаров при разделении на части или при транспортировании, хранении, взвешивании;
- отделение от основной массы товара его составных компонентов – воды, жиров и других.
В отличие от количественных качественные потери списываются не по нормам, а по актам, поэтому их называют еще актируемыми. Качественные потери – потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами. Перечень этих групп процессов проранжирован в убывающем прядке по мере их значимости [4, c. 372].
На рисунке 1.1 представлена классификация товарных потерь.
1. Азарская М.А., Миронова О.А. Учет, налогообложение и аудит в организациях. – М.: Бухгалтерский учет, 2012. – 272 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных учреждений / Под ред. Панкова Д.А., Головковой Л.В. – М.: Новое знание, 2011. – 409 с.
3. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 410 с.
4. Бухгалтерский учет / Под ред. М.М.Федорова. – М.: Вуз и школа, 2012. – 475 с.
5. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 520 с.
6. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф., Бухгалтерский учет в компаниях.- СПб: Издательский Торговый Дом «Герда», 2012. – 768 с.
7. Вуд Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Аспери, 2012. – 361 с.
8. Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение учреждения. - М.: Интел-Синтез, 2011. – 124 с.
9. Жуковский Г. И. Автоматизация бухгалтерского на ПЭВМ // Бухгалтерский учет – 2013. – №7. – С. 6-18.
10. Каспина Т.И., Логвинова И.Л., Особенности бухгалтерского учета в коммерческих организациях. – М.: Маркет ДС, 2011.- 438 с.
11. Коваль Л.С. Бухгалтерский и финансовый учет. – М.: Гелиос АРВ, 2011. – 464 с.
12. Красова О.С., Бухгалтерский учет. - М.: Омега – Л, 2010.- 263 с.
13. Кузьминский А. Н. Теория бухгалтерского учета. – М.: Вуз и школа, 2012. – 203 с.
14. Михайлов Ю. Компьютеризация бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет и аудит – 2013. – №11. – С.11-17.
15. Олейник А. И. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 215 с.
16. Петрова В.И. Бухгалтерский учет, анализ и аудит в деятельности организаций. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 400 с.
17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 400 с.
18. Савруков А.Н. Финансовый анализ. – М.: Салика, 2011. – 242 с.
19. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 607 с.
20. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2012. – 478 с.