ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие рынка, функции рынка
1.2 Классификация рынков
1.3 Рыночная экономика
2 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Характеристика рынка медицинских услуг
2.2 Отношения между потребителем и производителем медицинских услуг в условиях рынка
2.3 Рынок частных медицинских услуг в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей [3, c. 546].
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, то есть связь производителей и потребителей, производства и потребления [5, c. 54].
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире в условиях рыночной экономики рынок играет важнейшую роль в распределении общественных благ и услуг, он обеспечивает надлежащее качество товаров посредством конкуренции.
Целью курсовой работы является изучение теоретического материала в области рынков и рыночной экономики, a также выявление особенностей функционирования предприятий здравоохранения в рыночных условиях.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• охарактеризовать понятие рынка;
• рассмотреть классификацию рынков;
• представить особенности рыночной экономики;
• проанализировать особенности функционирования предприятий здравоохранения в условиях рыночной экономики;
• по результатам работы сформулировать выводы.
Объектом исследования в курсовой работе выступает категории рынка и рыночной экономики. Предметом исследования в работе являются отношения, складывающиеся между субъектами рынка.
Тема курсовой работы является хорошо изученной, труды многих отечественных и зарубежных ученых посвящены проблемам функционирования рынка и рыночной экономики.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
• изучение учебных материалов;
• изучение публикаций и статей;
• аналитический метод.
Методической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по экономической теории, макроэкономике, a также экономике здравоохранения.
Курсовая работа включает две главы. В первой главе изложены основные теоретические аспекты в области изучения рынков, их классификации, a также рыночной экономики. Вторая глава посвящена вопросам функционирования отрасли здравоохранения в рыночных условиях.
1 Основные теоретические аспекты рынка и рыночной экономики
1.1 Понятие рынка, функции рынка
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ [4, c. 102].
Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики [2, c. 211].
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальная основа рыночных отношений – движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и в своем развитии превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не вызвать специфику в формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.).
Сущность рынка наиболее полно выражается в его функциях (рис.1.1).
Рисунок 1.1 – Функции рынка [1, c. 98]
1. Абрамова М.А. Экономическая теория: Учебное пособие / М.А. Абрамова, Л.С. Александрова – М.: Юриспруденция, 2001. – 400 с.
2. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 448 с.
3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – 732 с.
4. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
5. Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
6. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.
7. Галаева Е.В. Макроэкономика: Учебное пособие / Е.В.Галаева, А.А. Корсакова. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 267 с.
8. Зенина Л.А. Экономика и управление в здравоохранении: Учебник для студ. сред. мед. учеб. заведений / Л.А. Зенина, И.В. Шешунов, О.Б. Чертухина. – М.: 2006. – 208 с.
9. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
10. Игошин Н.В. Экономика: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 608 с.
11. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2003. – 864 с.
12. Камаев В.Д. Основы экономики: Учебник. – М.: Владос, 2002. – 160 с.
13. Липсиц И.В.Экономика: Учебник. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.
14. Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 204 с.
15. Салов А.И. Экономика: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 175 с.
Всего 25 источников литературы