Введение
Глава 1. Основы конкуренции в отрасли торговли
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности в отрасли торговли
1.2. Современное состояние организации торговли
Глава 2. Ценовые методы конкуренции в отрасли торговли
2.1. Повышение и понижение цен
2.2. Характер ценовых методов конкуренции
Глава 3. Неценовые методы конкуренции в отрасли торговли
3.1. Методы изменения потребительских характеристик товаров
3.2. Методы поддержания ценностей
3.3. Методы влияния и давления на конкурентов
3.4. Методы поддержания и повышения общественной ценности
Заключение
Список литературы
Конкуренция играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Без конкуренции нет рынка. Поэтому она с давних пор находится в сфере внимания ученых-экономистов, а также предпринимателей, бизнесменов.
В нашей стране на протяжении многих лет конкуренция рассматривалась лишь в работах о капиталистической экономике и, конечно, в отрицательном плане.
Несмотря на то, что торговля одной из первых среди других отраслей вступила на путь коммерционализации, вопросы формирования цивилизованного рынка с развитыми конкурентными отношениями оставались без внимания как со стороны законодательных, так и исполнительных органов власти.
В результате формирования российского рынка ритейла, проявление и использование различных конкурентных преимуществ на нем происходило и происходит методом проб и ошибок.
В то же время западные торговые фирмы активно начали захватывать отечественный рынок, особенно в крупных городах, и успешно конкурировать с отечественными предприятиями, используя свой опыт ведения конкурентной деятельности в своих странах.
Цель работы – исследование сущности методов конкуренции в отрасли торговли.
Задачи:
- выявить сущность конкуренции и конкурентоспособности в отрасли торговли;
- охарактеризовать современное состояние организации торговли;
- рассмотреть ценовые и неценовые методы конкуренции в отрасли торговли.
Объект исследования – конкуренция в отрасли торговли.
Предмет исследования – методы конкурентной борьбы.
Глава 1. Основы конкуренции в отрасли торговли
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности в отрасли торговли
В настоящее время не существует единого определения понятия «конкуренция». Так, конкуренция в повседневном понимании – это соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В соответствии с толковым словарем русского языка, конкуренция определяется как соперничество, борьба за достижение больших выгод и преимуществ. С данным определением можно согласиться только в узком смысле слова, поскольку определение конкурентных преимуществ требует наличие специальной системы управления ими.
В законодательстве РФ конкуренция определена как, состязательность хозяйствующих субъектов, когда их независимые действия эффективно ограничивают потенциал каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на всеобщие условия товарооборота на соответствующем товаром рынке .
Данное определение дает возможность характеризовать конкуренцию как экономическую категорию, сущностью которой являются определенные экономические отношения по поводу экономического состязания между определенными хозяйствующими субъектами (конкурентами) во время осуществлении ими своей предпринимательской деятельности, осуществляя при этом в своих собственных интересах независимые (конкурентные) действия, которые привлекают покупательский (потребительский) спрос, необходимый для получения наибольшей суммы прибыли (конкурентные отношения).
Не существует и единого определения понятия «конкурентоспособности». Возможность множественности трактовок этого понятия обусловлена различными исходными позициями экономистов.
Изучение различных подходов к определению конкуренции позволило сделать вывод, что конкуренция представляет собой легализованную, развитую форму соперничества за существование и один из эффективнейших механизмов регулирования и отбора в рыночной экономике.
М.Портер рассматривает конкуренцию как процесс, который находится в постоянной динамике и развитии, ландшафт, который постоянно изменяется, в связи с появлением новых товаров, направлений маркетинга, и новых рыночных участников . По определению Я. Гордона, «конкуренция это не просто состояние ума, а конкурентная борьба требует, чтобы субъект понимал необходимость формировать и постоянно поддерживать собственную конкурентоспособность» .
1. О защите конкуренции: Федер. закон от 26.08.2006 № 135-ФЗ // СПС Консультант плюс.
2. Анучин А.А. Перехват клиента борьба за продажи в условиях жесткой конкуренции / Андрей Анучин. – СПб.: Питер, 2009. – 236 с.
3. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. – М. Дашков и Ко, 2005 – 737 с.
4. Гордон Я.Х. Целевая конкуренция / пер. с англ. / С. Жильцов, И.Малкова, Е.Федорова. – М.: Вершина, 2006. – 368 с.
5. Дегтярев К.С. Что такое конкуренция? / Дегтярев К. С. // Современная конкуренция. – 2009 . – № 4 . – С. 67-74.
6. Дейли Джон Л. Эффективное ценообразование – основа конкурентного преимущества [пер. с англ. и ред. Э. В. Кондуковой] / Джон Л. Дейли. – М.: Вильямс, 2004 . – 302 с.
7. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / пер. с англ под. ред. Ю.Н. Катуревского. – СПб.: Питер, 2002 – 544 с.
8. Егорова О.В. Проблемы оценки конкурентоспособности торговой организации / Егорова Ольга Владимировна, Маликов Илья Владимирович // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2006. – № 4. – С. 324-331.
9. Ефремов А.С. Развитие розничных торговых сетей на основе категорийного менеджмента: автореферат дис. канд. экон. Наук. – Нижний Новгород, 2007. – 22 с.
10. Забелин П.В. Основы стратегического управления. – М.: Маркетинг, 1997. – 195 с.
11. Кислов Д.В. Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг / Кислов Д. В., Башилов Б. Е. – М.: Вершина, 2006. – 262 с.
12. Литвиненко В.И. Использование методов деловой разведки в конкурентной борьбе / Литвиненко В. И. // Современная конкуренция. – 2009. – № 6. – С. 26-34
13. Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 325 с.
14. Нижальская Н.И. Методические основы оценки и обеспечения конкурентоспособности торговой организации: автореферат дис. канд. экон. Наук. – Новосибирск, 2007. – 20 c.
15. Николаева Т. Е. Ценовые методы конкурентной борьбы на рынке банковских услуг / Т. Е. Николаева // Бизнес и банки. – 2010. – апр. (№ 14). – С. 1-2.
16. Одесс В.И. Конкуренция – двигатель экономики рыночного типа / В. Одесс // Маркетинг. – 2008. – № 5. – С. 3-8.
17. Островская В.Н. Конкурентно-интеграционный бенчмаркинг в условиях современного состояния розничной торговли в России / В. Н. Островская // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 25. –
С. 21-25.
18. Павленко Е.Л. Конкуренция и конкурентоспособность в сфере розничной торговли: монографический обзор: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://science-bsea.bgita.ru/2009/ekonom_2009_2/pavlenko_konkur.htm
19. Парамонова, Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учеб. пособие / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк. – М.: КноРус, 2010. – 117 с.
20. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2005. – 439 с.
21. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле / В. В. Радаев ; Гос. ун-т – Высш. шк. Экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 220 с.
22. Светуньков С.Г. Теория конкуренции: абстрактное и идеализированное / Светуньков С. Г. // Современная конкуренция. – 2009. – № 4. – С. 60-66.
23. Томпсон А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. – М.: Вильямс, 2005. – 924 с.
24. Федеев С. Конкуренция в розничной торговле: Электронный ресурс. – режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/632879/
25. Федеральная служба государственной статистики: Электронный ресурс. – режим доступа: http://www.gks.ru/
26. Шкляревская О.В. Информационное обеспечение для создания конкурентных преимуществ торговых сетей / О. В. Шкляревская // Экономика и управление. – 2008. – N 5. – С.113-115