Введение
1. Туризм и показатели его эффективности
1.1. Туризм в современной национальной экономике
1.2. Общие и частные экономические показатели развития туризма
2. Специфика экономической природы туризма
2.1. Общая характеристика и структура туризма в России
2.2. Показатели оценки современного состояния туризма в России
Заключение
Список литературы
Проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.
Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели.
Положительное влияние туризма на экономику государства возможно лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.
Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны. Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии – 4,6%, в Швейцарии – 10%. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) – это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы – доходы – расходы – доходы и т.д.
Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется «эффект мультипликации».
Объект исследования – развитие туризма.
Предмет исследования – общие и частные показатели развития туризма.
Задачи:
1. Рассмотреть туризм в современной национальной экономике.
2. Выявить общие и частные экономические показатели развития туризма.
3. Дать характеристику и структуру туризма
4. Изучить показатели оценки современного состояния туризма в России.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение.
1. Богданов Е. И. Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская; Под ред. проф. Е.И. Богданова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 318 с
2. Замедлина Е. А. Экономика отрасли: туризм: Учебное пособие / Е.А. Замедлина, О.Н. Козырева. – М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013. – 204 с.
3. Калитвинцева М.В. Показатели оценки вклада туризма экономику региона: аналитический обзор и систематизация // Российское предпринимательство. – 2011. – № 9-1. – С. 151-156.
4. Крутик А.Б., Решетова М.В. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Академия, 2010. – 224 с.
5. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. – М.: Кнорус, 2009. – 230 с.
6. Литвинова О.В. Алгоритм оценки устойчивости туристической отрасли // Проблемы современной науки. – 2012. – Т. 2. – № 5. – С. 166-172.
7. Машина А.А. Экономическая эффективность туризма // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. – 2012. – № 6 (13). – С. 3-6.
8. Овчаров А. О. Экономика туризма: Учебное пособие / А.О. Овчаров. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 253 с.
9. Чистеков А.А. Роль индустрии туризма в экономике России // Экономика. Управление. Право. – 2010. – № 12. – С. 82-86.
10. Шадская И.Г., Яковлева Н.А. Прогнозирование развития туристского рынка на основе социально-экономического мониторинга // Сервис в России и за рубежом. – 2013. – № 8 (46). – С. 207-214.
11. Шимова О. С. Основы устойчивого туризма: Учебное пособие / О.С. Шимова. – М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. – 190 с.