Введение
Конспект по книге Д.Н. Узнадзе «Психология установки»
Глава III Установка у человека
Проблема объективации (151-165)
Представления и идеи (165-182)
Мышление и воля (182-189)
К вопросу об индивидуальных типах установки (189-207)
Заключение (208-210)
Заключение
Список литературы
По проблеме установки написано огромное количество работ, критических обзоров, проведено бесчисленное множество экспериментов – от глобальных исследований Ховланда в Йельском исследовательском центре до изучения голодания студентов Бремом, Бэком и Буноффом.
Известны обзоры по проблеме установки Г. Оллпорта (1935), Дашиля (1940), Гибсона (1941), Ф. Оллпорта (1955), Московичи (1962), Мак-Гуайера (1969), Рокича (1968) и многих других. Широко цитируются слова Мак-Гуайера о «внутреннем очаровании предмета исследования», который всегда будет в центре исследовательского внимания. П.Н. Шихирев предрекает социальной установке «роль центрального объекта в предстоящем десятилетии» . Он утверждает, что «исследования социальной установки (или аттитюда) – миниатюрная копия американской социальной психологии...». Однако попытки подтвердить эту мысль за последние десятилетия не дали ожидаемого результата. Проблема психологии установки находится в состоянии застоя по причине отсутствия новых конструктивных идей и подходов. Можно до бесконечности измерять аттитюды, но это ничего не дает для понимания сути феномена.
Условно все исследования по психологии установки (аттитюда) можно поместить в границах двух основных направлений психологии – бихевиористического и когнитивного. На особое место претендует школа Д.Н. Узнадзе, основные позиции которой будут рассмотрены в данной работе.
Хорошо известно, что изучение установки началось с работ Л. Ланге, где он пытался исследовать время сенсорной и моторной реакции, а также его зависимость от установки испытуемого. Здесь установка видится как готовность, обусловленная прошлым опытом. В рамках общей психологии установка стала объектом изучения в вюрцбургской школе экспериментального исследования мышления. О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, основываясь на тезисе о безобразном характере мышления, его несводимости к отдельным элементам, ставили два важнейших для нашего исследования вопроса: активность установки и ее интенциональность. Если первое достаточно плодотворно изучалось в школе Д.Н. Узнадзе, то второе прочно забыто всеми направлениями изучения установки. Направленность установки, ее интенциональность есть изначальное свойство психического, и оно особенно ясно проявляется в феномене несводимости мышления к ассоциациям представлений.
1. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установка в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. – С.150.
2. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001.(«Психология-классика»). – 416 с.
3. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448 с.
4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. – М., 1985. – С.29.