Введение
Основная часть
1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей
2. Особенности уголовной ответственности за нарушение прав потребителей
3. Сущность административной ответственности, предусмотренной за нарушение прав потребителей
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение
Актуальность.
Закон «О защите прав потребителей» является основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. Данный Закон регулирует отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг, в том числе и при оказании услуг общественного питания, а также обеспечивает права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяет порядок реализации этих прав.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона «О защите прав потребителей», отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами Российской Федерации, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере оказания услуг.
В связи с этим понятие «российское законодательство о защите прав потребителей» не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов Российской Федерации, часть из них, регулируют особенности ответственности за нарушение прав потребителей. Устанавливаемая этими актами юридическая ответственность за нарушение прав потребителей – важная гарантия защиты и поддержки прав и законных интересов потребителей.
Независимо от государственного устройства и политического режима государства потребность в товарах и услугах существует всегда. В потребительских отношениях любого общества есть как позитивный аспект (удовлетворение потребностей в товаре, выполнении работы, оказании услуги), так и негативный (обвешивание, обмеривание, обсчет, продажа некачественного товара и т.д.). Именно поэтому каждый потребитель нуждается в защите и поддержке своих прав и законных интересов.
Объект настоящей работы – общественные отношения, возникающие при защите прав потребителей.
Предмет работы – нормативно-правовые акты, регламентирующие меры ответственности за нарушение прав потребителей, а также практика их исполнения.
Цель работы заключается в исследовании видов юридической ответственности за нарушение прав потребителей.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- охарактеризовать особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей;
- исследовать особенности уголовной ответственности за нарушение прав потребителей;
- определить сущность административной ответственности, предусмотренной за нарушение прав потребителей.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.09.2014) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.08.2014) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1
О защите конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434.
О защите прав потребителей. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996. – № 3. – Ст. 140.
Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации. Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 (ред. от 29.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 21.07.2008. – № 29 (ч. 1). – Ст. 348.
Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. – № 11. – Ноябрь. – 2009.
О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) // Вестник ВАС РФ. – № 8. – 2004.
Постановление Президиума ВАС РФ от 7 декабря 2004 г. №8981/04 // СПС КонсультантПлюс.
Постановление ФАС СЗО от 8 февраля 2011 г. № А05-18862/10-26 // СПС КонсультантПлюс.
Айман Т.О. Защита прав потребителей. – М.: Юрайт, 2011. – 267 с.
Борисов А.Б. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). – М.: Приор, 2013. – 439 с.
Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», 4-е издание, переработанное и дополненное. – М..: ГроссМедиа, 2009. – 539 с.
Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / Под ред. А.А. Иванова. – М.: Статут, 2012. – 406 с.
Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. – М.: Дашков и К, 2011. – 349 с.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. – М.: КОНТРАКТ, 2012. – 638 с.
Кратенко М.В. Несправедливые условия в договорах с потребителями: понятие, виды, способы судебной защиты // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2011. – №4. – С. 91-102.
Макаров Ю. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей. – М.: Проспект, 2014. – 436 с.
Яковлев В.Ф. Интернет-конференция на тему «Концепция развития гражданского законодательства» // СПС КонсультантПлюс.