1. Дайте полную логическую характеристику понятию «невменяемость»:
2. Определите вид отношений между понятиями. Отобразите эти отношения с помощью круговых схем: суд, городской суд;
3. Произведите деление понятия: формы правления государства. Отобразите результат в виде схемы.
4. Ограничьте и обобщите понятия: монархия.
5. Определите содержание и объем понятия суждение.
6. Установите, является ли определение корректным, а если нет, то какие правила нарушены?
«Студент – это учащийся университета».
7. Соблюдены ли правила деления в примерах, если нет, то какое правило нарушено? Какой тип деления использован в каждом из примеров?
Углы делятся на острые и тупые.
8. Определите количество и качество суждения, придайте ему стандартную форму одного из четырех типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
Все прокуроры – юристы.
9. Определите структуру суждения (субъект, предикат, связка, квантор), запишите ее в виде схемы. Определите тип суждения по объединенной классификации. Используя логический квадрат, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данному.
Все прокуроры – юристы.
10. Установите вид сложного суждения: соединительные (конъюнктивные), разделительные (строгая или нестрогая дизъюнкция), условные (импликативные) или эквивалентные. Запишите суждение в виде схемы.
Сегодня были лекции и семинары.
11. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:
«Эквивалентное суждение истинно только в том случае, когда оба простых суждения одновременно являются либо истинными, либо ложными».
12. Какой закон логики нарушен? В чем заключается ошибка?
Все пришли вовремя, но Иванов опоздал.
14. Восстановите энтимему. Сделайте полный разбор полученного силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки, составьте фигуру и модус:
Иванов имеет право на защиту как гражданин РФ.
15. Запишите ПКС в стандартной форме. Проверьте тремя способами (по правилам фигур, по модусам и по общим правилам категорического силлогизма), является ли это рассуждение правильным, а заключение – истинным суждением:
Все деревья имеют листья, и все кустарники имеют листья, значит все кустарники – деревья.
16. Выполните непосредственные умозаключения путем превращения, обращения, противопоставления предикату, там, где это возможно. С помощью логического квадрата составьте противоположное, подчиненное и противоречащее суждение.
Все судьи являются юристами.
17. Определите вид дедуктивного умозаключения, сделайте вывод, запишите умозаключение в символической форме. Проверьте истинность вывода.
Если мы чувствуем себя счастливыми, то мир кажется дружелюбным.
Мир не кажется мне дружелюбным
18. Какой тип умозаключения использован (дедукция, индукция, аналогия)? Какой метод применен в рассуждениях? Составьте таблицу вывода. Является ли вывод достоверным?
На почте обнаружены кражи ценностей из почтовых отправлений 1, 4 и 8 сентября, при этом упаковка оставалась невскрытой. Предположили, что в краже виновны работавшие в эти дни сотрудники почты (упаковщики). В эти дни работали Иванов, Петров, Кузнецов, Васин, Кузин, Сидоров. Из всех сотрудников в эти дни работал Петров. Предположили, что кражи совершает Петров.
19. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации индукцию или дедукцию.
Русский народ внес значительный вклад в развитие мировой культуры.