1. Указать, к каким видам относятся следующие понятия
2. Изобразить на кругах соотношение объёмов следующих понятий:
А/Учёный (1). Историк (2).
Б/Движение (1). Круговое движение (2).
В/Война (1). Межгосударственный конфликт (2).
Г/Животное (1). Организм (2). Растение (3).
Д/Военнослужащий. Полковник. Преподаватель.
3. Обобщить следующее понятие:
А/Стол. Б/Море. В/Белые паруса.
4. Указать противоположное и противоречащее понятия для каждого из следующих понятий:
А/Опасный. Б/Первый. В/Смелый.
5. Правильно ли проведено следующее деление? Если да, то какого оно вида - дихотомическое или по видоизменению признака?
А/Внимание бывает произвольное и непроизвольное
Б/Школьники бывают старательные, внимательные и невоспитанные
В/Государства делятся на тоталитарные и демократические
Г/Пища состоит из белков и углеводов
Д/Учёные бывают разных специальностей: химики, физики, историки и т.д
6. Где суждение?
А/Был ли Наполеон французским императором?
Б/Водители, не нарушайте правила дорожного движения!
В/Если X ровесник Y, то Y ровесник X.
Г/«И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь).
Д/Возможно, что существуют внеземные цивилизации.
7. Образовать суждение:
А/Типа I, где субъект «пьяный водитель» и предикат «опасность для пешехода».
В/ Если субъект распределен, а предикат нераспределен
8. Конверсия (обращение) суждений.
А/Ни один беспечный водитель не является человеком, уважающим других людей.
Б/Некоторые недоступные для простого человека вещи являются автомобилями-иномарками.
9. Обверсия (превращение) суждений:
А/Некоторые из учащихся вузов – профессиональные спортсмены.
Б/Некоторые приборы без электронных элементов не являются сложными в изготовлении.
10. Контрапозиция (противопоставление предикату) суждений:
А/Все окружности суть замкнутые кривые
Б/Все числа, делящиеся на 10, делятся на 5
11. Логический квадрат.
1-е суждение истинно. Что можно сказать об истинности или ложности каждого из следующих суждений:
А/Все преуспевающие чиновники – интеллигентные люди.
Б/Ни один преуспевающий чиновник не является интеллигентным
В/Некоторые преуспевающие чиновники – интеллигентные люди
Г/Некоторые преуспевающие чиновники не являются интеллигентными
12. На основании определения фигуры и модуса определите правильность следующего силлогизма:
Все тигры полосатые
Некоторые из научных сочинений сообщают важные истины в ясной и интересной форме, а так как все научные сочинения, которые сообщают важные истины в ясной и интересной форме, заслуживают большого внимания, то ясно, что некоторые научные сочинения заслуживают большого внимания.
13. Сделайте правильный вывод и обоснуйте его правильность:
А/ Большая посылка: Ни один подлинный учёный не является невежественным.
Б/ Большая посылка: Все занятые люди не жалуются.
14. Через определение модуса докажите правильность вывода:
1. Если он не знает правил логики, то ему не понять, в чем здесь заключается ошибка.
2. Он понял эту ошибку.
Он знает правила логики.