Введение
1. Генезис государственной политики российского государства по отношению к туристской деятельности
1.1. Формирование и развитие законодательства в сфере туристического обслуживания
1.2. Источники правового регулирования туристской деятельности на современном этапе
2. Современное состояние государственной политики в сфере туризма и пути ее совершенствования
2.1. Организационно-правовые основы государственной политики в сфере туризма
2.2. Направления совершенствования государственной политики России в сфере туризма
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма, рассматриваемого как существенной составляющей инновационного развития нашей страны. На него возлагаются ключевые задачи развития российской цивилизации, русского мира, повышения качества и уровня жизни населения, роста человеческого потенциала, бережного отношения к окружающей среде, природе, сохранения и развития, жизнеутверждающих культурно-исторических традиций народов России. А также решения задач импортозамещения посредством мер по повышению качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках
Указанные обстоятельства связаны с необходимостью разработки и реализации адекватной и эффективной стратегии и тактики развития туризма в России, его активного использования в качестве современной, все более влиятельной «мягкой силы», способной развивать сферу туризма, его исторические перспективы. Это обусловлено не только требованиями действующего законодательства, но и явно усиливающейся, наряду со здравоохранением и образованием, инновационной ролью туризма в сохранении и наращивании человеческого потенциала, росте и развитии духовного и физического здоровья населения России, а также бережного отношения к окружающей среде. Сегодня разработка обоснованной современной методологии развития туризма, туристского сектора экономики страны, учитывающей цивилизационные особенности и исторические вызовы на данном этапе ее развития, весьма актуальны в проводимой государством политике в сфере туризма.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при реализации государственной политики в сфере туризма.
Предмет исследования – основные положения российского законодательства, определяющие содержание и основные направления развития государственной политики в сфере туризма.
Цель работы – изучить государственную политику в сфере туризма.
Задачи работы:
1. Изучить особенности формирование и развитие законодательства в сфере туристического обслуживания в России.
2. Рассмотреть источники правового регулирования туристской деятельности на современном этапе.
3. Раскрыть организационно-правовые основы государственной политики в сфере туризма.
4. Определить направления совершенствования государственной политики России в сфере туризма.
Методы исследования: анализ документов и нормативных актов, анализ статистических данных.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе «Генезис государственной политики Российского государства по отношению к туристской деятельности» изучены особенности формирование и развитие законодательства в сфере туристического обслуживания в России, а так же рассмотрены источники правового регулирования туристской деятельности на современном этапе.
Во второй главе «Современное состояние государственной политики в сфере туризма и пути ее совершенствования» раскрыты организационно-правовые основы государственной политики в сфере туризма и определены направления совершенствования государственной политики России в сфере туризма.
В заключении представлены выводы по работе.
1. Генезис государственной политики Российского государства по отношению к туристской деятельности
1.1. Формирование и развитие законодательства в сфере туристического обслуживания
Изучение современной государственной политики в сфере туризма и ее развития возможно только на основе изучения и восприятия, ранее действовавших подходов государства к регулированию данной сферы.
Обращение к историческому опыту показывает, что начало историографии туризма, если понимать под ним, прежде всего, путешествия, трудно датировать годом или даже столетием: люди путешествовали всегда. Однако, закрепление складывающихся в сфере туризма общественных отношений в качестве объекта правового регулирования в России связывают со вторым десятилетием XX в. в силу признания «абсолютной общественно-воспитательной полезности таких отношений как рычага идеологической пропаганды и коммунистического воспитания народа советской властью, придавшей им статус сферы туристско-экскурсионного обслуживания» .
Для периода 1917-1936 гг. было характерно создание социально-экономических условий для зарождения и становления советской туристско-экскурсионной инфраструктуры, а также попытки централизации туристского и экскурсионного движения в единую систему обслуживания, осуществляемого в целях демонстрации истории революционной борьбы и популяризации социалистического строительства в СССР. В данный период по всей стране стали создаваться экскурсионные секции, экскурсии становятся неотъемлемой частью учебного процесса в школах, возрастает число производственных экскурсий. Так, в 1918 г. музеи и достопримечательности г. Петрограда посетили 4101 чел., а в 1921 г. число посетителей составляло уже 126327 чел.: 68133 – представители армии и флота, 34250 – курсанты общеобразовательных курсов, 27680 – члены рабочих клубов, 23000 – представители профсоюзов, 16000 –рабочая молодежь .
В результате возникла необходимость централизации управления данной сферой, и во главе отрасли встал Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Однако, как отмечал Г.С. Усыскин, «советский туризм лишь на первом этапе развивался как общественная инициатива, а далее в силу искусственно созданного его социально-политического характера – как государственная монополия и до 1928 г. не имел ни организационного центра, ни устойчивой нормативной базы, вплоть до перехода в январе 1929 г. сферы туристско-экскурсионного обслуживания под контроль ВЛКСМ и профсоюзов» .
Второй этап развития законодательства в сфере туристско-экскурсионного обслуживания в СССР (1936-1970 гг.) был связан с созданием Туристско-экскурсионного управления (ТЭУ ВЦСПС). В этой связи началась трансформация не только системы органов управления сферой, но и законодательства. Так, развитие законодательства в сфере туристско-экскурсионного обслуживания в СССР сосредоточило в себе и создание новых форм управления сферой туристско-экскурсионного обслуживания, обусловленное уже сложившейся административно-командной системой, расцветом культа личности и агрессивной пропагандой спорта и туризма, а также полным уничтожением в годы войны туристско-экскурсионной инфраструктуры, затем ее восстановлением и выходом СССР на международный рынок туризма.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, - 1994. - № 32. - Ст. 3301
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 27.12.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ, 12.08.1993 - № 32. - Ст. 1227.
5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 49. - Ст. 5491.
6. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. -.2011. - № 19 - Ст. 2716.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 1 (ч. 1). - Ст. 47.
8. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ, - 1996 - № 3 - Ст. 140.
9. О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности: Указ Президента РФ от 14.09.2018 № 514 // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 38. - Ст. 5834.
10. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 (в ред. от 07.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 34. - Ст. 4966.
11. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р (ред. от 26.10.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 24. - Ст. 3105.
12. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)»: Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р (ред. от 18.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 21. - Ст. 3035.
13. ГОСТ Р 54601-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2012
14. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Проект федерального закона № 296880-7 // URL: http://asozd.duma.gov.ru (Дата обращения 20.12.18)
15. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года: Постановление Администрации Брянской области от 20 июня 2008 г. № 604. // URL: http://docs.cntd.ru/document/974011062 (Дата обращения 20.12.18)
16. Александрова А.Ю. Особенности современной кластерной политики в сфере туризма Российской Федерации / А.Ю. Александрова // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. - 2017. - Т. 10. № 1. С. 36-41.
17. Белоярская АЭС развивает промышленный «атомный» туризм. // URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2017/12/28/82138 (Дата обращения 20.12.18)
18. Декрет СНК от 14.04.1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» // СУ РСФСР. - 1918. - № 31. Ст. 416.
19. Зузыкина Н.С. Из истории массовой научно-просветительской работы советских музеев (1917-1945 гг.) / Н.С. Зузыкина // Вопросы массовой научно-просветительской работы. Труды НИИ культуры: В 7 т. М.: НИИК. -1972. - Т. 5. С. 153-155.
20. Колонистова А.Н. Инвестиционно-инновационная политика в сфере туризма / А.Н. Колонистова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И Вернадского. География. Геология. - 2017. - Т. 3 (69). № 1. С. 77-83.
21. Кормишова А.В. Актуальные тенденции и проблемы развития туризма России / А.В. Кормишова // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 3. № 2. С. 198-200.
22. Кудреватых А.С. Условия (требования) и особенности осуществления на территории Российской Федерации туроператорской деятельности: правовой аспект / А.С. Кудреватых // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 3. С. 3-7.
23. Мистические и загадочные места России. // URL: http://www.marieltour.ru/misticheskie-i-zagadochnye-mesta-rossii (Дата обращения 18.12.18)
24. Морозов П.Е., Шевченко О.А. Инновационные подходы к развитию туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. - 2018. - № 3. С. 16-21.
25. Муталиева А.А. Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. М.: - 2012. 26 с.
26. Никифорова А.А. Специфика правового регулирования сферы туризма /А.А. Никифорова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 8.2 (23). С. 152-154.
27. Официальный сайт Ростуризма. // URL: https://www.rus-siatourism.ru (Дата обращения 20.12.18)
28. Погудина Т.Э. Гражданско-правовая защита сторон договора оказания туристских услуг. М.: 2009. 21 с.
29. Правовое обеспечение туризма: Учебник / Под общ. ред. Е.Л. Писаревского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. 392 с.
30. Призрачный туризм – страшная сторона туризма. // URL: https://www.spiritualresearchfoundation.org/spiritual-blog/ghost-tourism-scary-side-tourism (Дата обращения 20.12.18)
31. Сунарчина Т.Т. Гражданская правосубъектность коммерческих туристских организаций в Российской Федерации. М.: - 2005. 28 с.
32. Сычанина С.Н., Попова С.И. Перспективы развития государственной политики в сфере туризма // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 2. С. 25.
33. Удалов Д.Э. Источники правового регулирования туристской деятельности / Д.Э. Удалов // Туризм: право и экономика. - 2018. - № 4. С. 7-12.
34. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. /Г.С. Усыкин // СПб.: ИТД «Герда». - 2000. С. 100.
35. GSTC Criteria Overview. // URL.: https://www.gstcouncil.org/gstc-criteria (Дата обращения 20.12.18)
36. Koba Sebiskveradze. Глобальные критерии устойчивого туризма для дестинаций. // URL.: http://www.gstcouncil.org/wp-content/uploads/2017/01/Russian-Criteria-for-Destinations-Revised.pdf (Дата обращения 20.12.18)