1. М. Горький «На дне». Каковы основные средства создания образа Луки? Какую роль в пьесе играет притча о праведной земле, рассказанная Лукой?
2. А. Блок «Двенадцать». Какими предстают в поэме образы «старого мира»?
3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сопоставьте судьбы Мастера и героя его романа – Понтия Пилата. Почему последняя глава романа названа «Прощение и вечный приют»?
4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Что помогает главному герою устоять перед жизненными испытаниями, остаться человеком?
5. В.М. Шукшин «Даешь сердце!». Почему поступок Козулина вызывает непонимание в милицейском участке? Что автор хочет сказать противопоставлением этих героев?
6. А.В. Вампилов «Утиная охота». Каково отношение Зилова к охоте? Почему пьесы названа «Утиная охота»?
Список литературы
1. М. Горький «На дне». Каковы основные средства создания образа Луки? Какую роль в пьесе играет притча о праведной земле, рассказанная Лукой?
Образ Луки в драме Горького «На дне» в прежнем и современном горьковедении имеет противоположные трактовки. Одни исследователи считают Луку «шарлатаном гуманности», «лукавым успокоителем страждущих, жаждущих забвения во лжи». С их точки зрения, «проповедник утешительных иллюзий приносит только вред». Другие горьковеды утверждают, что «Лука создает в ночлежке атмосферу человечности» и что «его мораль целиком укладывается в границы христианской этики» .
На наш взгляд, противоположность интерпретаций образа Луки обусловлена не только сложностью и противоречивостью связанных с ним проблем, но и неоднозначностью той фольклорно-мифологической основы, на которой он базируется. Прежде всего, по утверждению отдельных исследователей, Лука представляет в пьесе учение Христа, и его имя восходит к имени апостола Луки. К примеру, уже вскоре после публикации драмы «На дне» один из рецензентов писал: «Луку можно причислить к тем людям, которые «облика Христова суть» . В наши дни костылевская ночлежка, ее обитатели, в том числе и Лука, интерпретируются порой и таким образом: «Перед нами своего рода храм, какие-то катакомбы первых веков христианства, новозаветные персонажи: и разбойники, и блудницы, и врачеватель – апостол Лука, тезка евангелиста». Характерно, что подобное восприятие образа Луки имело место и во времена Горького. Так, один из современников писателя отмечал, что в берлинском Малом театре Лука был «представлен апостолом, изображен библейским проповедником».
Здесь необходимо заметить, что отношение Горького к образу Христа было весьма сложным и запутанным. М. Агурский, в частности, пишет: «В горьковской религиозной диалектике иногда трудно понять, кто Христос, а кто Антихрист, кто Бог, а кто Сатана. Они часто меняются местами» . «Великим еретиком» называет в итоге исследователь автора «На дне».
Не принимая многих идей христианства, Горький в драме «На дне» как бы моделирует ситуацию «явления» Христа и наделяет Луку христианским миропониманием, в итоге отвергая своего героя. Писатель показывает, как в конкретных жизненных обстоятельствах реализуются христианские заповеди, какую атмосферу они создают. Странник Лука, возможно, и не изучал тщательно Евангелие, но тем не менее он на него ссылается: «Христос-от всех жалел и нам так велел». Христианские убеждения старец впитал в себя вместе с окружающим его русским воздухом. Кроме того, о необходимости «жить по Евангелию» говорят, соглашаясь с Лукой, и другие действующие лица пьесы.
В драме «На дне» обращают на себя внимание уже первые слова нового постояльца ночлежки: «Доброго здоровья, народ честной!» На реплику Бубнова: «Был честной, да позапрошлой весной…» – он отвечает: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю…» Для Луки все люди равны, все люди – братья. Говорит новый постоялец и о ценности любой человеческой жизни: «Человек – каков он ни есть – а всегда своей цены стоит»; «Человеком родился, человеком и помрешь»; «Всякого человека уважать надо». Все эти высказывания Луки уже позволяют считать, что его гуманизм есть гуманизм христианский. Ибо во всяком, даже падшем, он видит человека.
Во втором действии Лука еще активнее проповедует гуманистическую философию жизни. Он утешает умирающую Анну, внушает Актеру, что тот может вылечиться от алкоголизма, советует Ваське Пеплу уйти в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. Давая добрые советы ночлежникам, Лука исходит из своего важнейшего убеждения: «Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил». Причем это убеждение, связанное с верой в человека, с верой в слово, полное сочувствия и сострадания, Лука выражает неоднократно: «Человек – может добру научить»; «Человека приласкать – никогда не вредно»; «Не в слове – дело, а – почему слово говорится?» Во всем этом старец строго следует важному принципу, четко выраженному в Библии: «Не удерживай слова, когда оно может помочь». Осознавая силу доброго слова, силу сочувствия, Лука стремится вселить в ночлежников веру, надежду, терпение. «Ты – надейся… Ты – верь!» – говорит он умирающей Анне. «А ты мне – поверь», – внушает он Пеплу. Во всем этом Лука также близок к своему евангельскому тезке, его вполне можно назвать достойным учеником Христа. Ведь именно Христос, вселяя в людей веру, исцелял сокрушенных сердцами. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» – одна из важнейших сентенций Христа (Лк. 8:48).