ВВЕДЕНИЕ
1. Основы естественных монополий в России и необходимость их регулирования
1.1 Сущность естественных монополий
1.2 Роль естественных монополий в экономики России
1.3 Особенности российский естественных монополий и необходимость их регулирования
2 Характеристика регулирования естественных монополий в России
2.1. Характеристика государственного регулирования естественных монополий
2.2 Проблемы политики регулирования естественных монополий
2.3 Перспективы единого закона о государственном регулировании цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Естественные монополии появлялись в экономиках разных стран в различные периоды их экономического развития и в настоящее время предстают весьма распространенным явлением. Российская Федерация не стала исключением: в нашей стране естественные монополии существуют преимущественно в топливно-энергетическом комплексе, в области железнодорожных перевозок, связи, водоснабжения, газоснабжения и многих других. Они выступают важным элементом функционирования любого государства и оказывают влияние на процесс его развития.
Федеральная антимонопольная служба России предлагает создать единый закон о тарифном регулировании взамен множества отраслевых законов, которыми сейчас определяются правила формирования тарифов на отдельные виды услуг и ресурсов, таких как железные дороги, аэропорты, лекарства. Основные принципы представленной концепции предполагают унификацию требований при установлении тарифов во всех сферах и введение единых методов их госрегулирования. Сейчас вопросы формирования цен на услуги в различных областях экономики (там, где цена формируется под контролем государства) регулируются отраслевыми законами. Инициатива ФАС может решить целый ряд проблем и вопросов.
В концепции единого закона заложены принципы, отвечающие интересам бизнеса: установление тарифов исходя из экономических показателей компании и на долгосрочный период, открытости деятельности РЭКов и регулируемых организаций, обеспечение недискриминационных условий для предпринимательства. Эти принципы позволят перевести процесс ценообразования в регулируемых сферах на новый уровень. Ведь сегодня процесс установления тарифов часто носит закрытый характер, решения, принимаемые РЭК разных субъектов Российской Федерации по одним и тем же вопросам, противоречат друг другу.
Единый закон о тарифах, по мнению его разработчиков, приведет к снижению тарифов. Однако само по себе снижение тарифов не должно быть самоцелью единого закона. Закон должен предусмотреть такие правила, которые позволят бизнесу в данных сферах развиваться и привлекать инвестиции.
Цель курсовой работы – исследовать естественные монополии и их регулирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы естественных монополий в России и необходимость их регулирования;
- проанализировать государственное регулирование естественных монополий;
- рассмотреть проблемы политики регулирования естественных монополий;
- выявить перспективы единого закона о государственном регулировании цен.
Объектом исследования являются естественные монополии как социально-экономическое явление.
Предмет исследования – государственное регулирование естественных монополий.
Методологическую основу исследования составили такие методы как системно-структурный, сравнительный, статистический, графический.
Информационной базой курсовой работы послужили научная литература, статьи из периодических изданий и статистический материал по теме исследования.
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
2. Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // СПС «Консультант Плюс».
3. Бекбергенева Д. Е. Особенности ценообразования на различных типах рынка / Д. Е. Бекбергенева. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – 12. – С. 39-42.
4. Бицунова С.А. Антимонопольная политика в России // Научное периодическое издание «CETERIS PARIBUS». – 2019. - №8. – С. 16-17.
5. Васильева Е. М., Васильев В. Б. Российские естественные монополии и федеральные законы // Экономическая наука современной России. – 2020. – № 4. – С. 100-112.
6. Волков А. Недобросовестная конкуренция и злоупотребления доминирующим положением на рынке как формы злоупотребления правом / Волков А. // Законность. – 2019. - №11. – С. 31-35.
7. Вышковская М.П. Естественные монополии в России: практика регулирования // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – №8. – С. 24-27.
8. Гуляев Г.Ю. Проблемы и пути развития конкуренции в России // Экономика и социум. – 2018. - №2. – С. 124-148.
9. Жабинская И. С., Мартыненко А. С. Естественные монополии и их роль в экономике России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 05. – С.1-6.
10. Идрисов Г.И., Пономарева Е.А. Регулирование естественных монополий не должно опережать развитие рынков // Экономическое развитие России. – 2020. - №2. – С. 64-68.
11. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики / В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2018. – 495 с.
12. Михайлов М. Т. Современные практические аспекты использования эффективной ценовой политики отечественных предприятий / М. Т. Михайлов // Бухгалтерский учет. – 2018. – № 9. – С. 81-85.
13. Рубаева Л.М., Гиоева А.Г. Естественные монополии: проблемы функционирования и практика регулирования // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2020. – № 34. – С. 71-76.
14. Толокнов Н.А. Естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен // Economics. – 2019. –№8 (9). – С. 35-38.
15. Федорова Г.М. Формы и методы государственного регулирования цен / Г.М. Федорова // Экономическая среда. – 2020. – №4. – С. 70-73.
16. ФАС России. Доклады о состоянии конкуренции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/