Тема курсовой работы – Реформирование налоговых систем.
Налоговые отношения как самостоятельный объект уже в начале XIX века становятся предметом теоретических исследовании зарубежных и русских ученых. Общая теория налогов, система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых отношений, все эти вопросы, рассматриваются в рамках финансовой науки, которая включала в себя отдельное учение о государственных доходах. Теоретическое освещение проблем налоговой системы России нашло свое отражение в научных трудах многих русских ученых дореволюционного периода.
В 20-е годы XX в. теория налогов в рамках финансовой науки продолжала развивать традиции, которые были заложены русской и европейской финансово-налоговыми школами. Налоговая политика НЭПа нашла яркое сражение в работах M.Г. Сокольникова "Финансовая политика Революции" и М.Г. Бродского "Финансовая политика". После проведения в России финансовой реформы 1930-1932 г.г. на длительное время, учение о налогах, ею теоретические основы, разработанные с русскими учеными, были забыты. Более того, они сознательно были отвергнуты, так как было провозглашено построение первого в мире государства без налогов.
Только в конце 80-х годов, когда в пашей стране начали происходить коренные изменения, связанные с реформированием российской экономики. Жизнь снова поставила ученых перед необходимостью вернуться к проведению научных исследовании в области теории налогов.
Несмотря на достаточно большой объем работ, посвященных исследованию налоговых правоотношений, пока еще нельзя признать, что все проблемы в части исследования правового регулирования налоговых отношений решены.
Вот уже несколько лет в Российской Федерации проходит масштабная налоговая реформа. В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом, и это впервые за всю историю российской государственности. Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей - общей и специальной. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.
Цель данной курсовой работы – исследование реформирования налоговых систем.
Поэтому, решим следующие задачи:
1) Рассмотрим становление налоговой системы в Российской Федерации в условиях рыночных реформ;
2) Проанализируем налоговую систему Российской Федерации 90-х годов и основные направления ее реформирования.
Глава 1. Становление налоговой системы в Российской Федерации в условиях рыночных реформ.
В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств "сверху - вниз". Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.
В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятый 27 декабря 1991 года N 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. " О налоге на добавленную стоимость". Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. "Об инвестиционном налоговом кредите". Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. "О налоге на имущество предприятий". Закон Российской федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".
В соответствие с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.
По смыслу закона под "другими органами государственной власти" не понимались ни Президент Российской Федерации, ни Президиум Верховного Совета, а только Верховные Советы республик в составе Российской Федерации и местные советы народных депутатов.
На уровне Российской Федерации полномочия по всем ключевым налоговым вопросам принадлежали Верховному Совету Российской Федерации, который принимал по ним законы и постановления, имеющие определенное значение для всей системы налогового законодательства. Только Верховный Совет Российской Федерации был вправе вводить и отменять налоги, а также вводить льготный режим налогообложения на территории Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации мог делегировать право установления определенных налогов, а также льготного налогообложения на территории Российской Федерации другим законодательным или представительным органам власти.
После распада СССР начались центробежные процессы, которые коснулись взаимоотношений центра и регионов по поводу взимания налогов. Поэтому потребовалось более жесткое закрепление принципа единства налоговой политики. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации" было определено, что "законодательные и нормативные акты органов власти и управления по вопросам налогообложения применяются постольку, поскольку они не противоречат закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Фактически же вопреки Конституции и закону об основах налоговой системы правовые акты по налоговым вопросам, входящим в компетенцию высшего представительного органа Российской Федерации принимали другие органы: Президент Российской Федерации, Президиум Верховного Совета, Правительство Российской Федерации. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принимать указы, носящие нормативный характер и изменяющие действующие законы.
22 декабря 1993 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году". Этим указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. Указ установил, что "дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль". Таким образом, в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В 1993 году все острее назревали потребности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.
Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.
Конституционные нормы и принципы, по которым построены налоговая система можно разделить на две группы: Первая - принципы определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между федерацией и субъектами. Вторая - принципы определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений. К первой группе относятся:
1) принцип реализации совместного ведения федерации и субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в РФ (статья 72, пункт "и").
2) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ (ст.8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг финансовых средств, статья 72, пункт "н", к совместному ведению федерации и субъектов относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства с учетом потребностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущественных норм между государством и налогоплательщиками (вытекает из смысла статьи 75 вытекает, что должны быть установлены федеральным законом правовые основы об общих принципах налогообложения и сборов в РФ (основы) и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов РФ и налоговых отношений в целом (кодекс).
3) принцип равенства прав субъектов федерации в принятии собственного налогового законодательства (ст.5, пункты 1, 2, 4, утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ).
4) принцип конституционности актов налогового законодательства, (статья 4 и статья 125 регламентируют, что акты (в том числе и налоговые) или их отдельные положения признанные неконституционными утрачивают силу).
5) принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (статья 17 подтверждает действие на территории РФ общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала).
6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (статья 114 возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках федерации, субъектов, местного самоуправления в интересах как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов).
7) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст.132 устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы).
8) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст.19 Конституции РФ).
9) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщика (статья 57 включает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства.
10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (ст.8, пункт 2, защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности).
11) принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени (хотя он прямо не вытекает из Конституции РФ, но из смысла ст.34 и 35 вытекает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно при разумном налоговом бремени; статья 57 определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя обратной силы не имеют, статья 6 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" закрепляет однократность налогообложения).
12) принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях (статья 29 гарантирует права граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений составляющих государственную тайну).
13) принцип социальной ориентированности налоговой политики (статья 7 провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).
14) принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде (ст.123 подчеркивает гласность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сторон).
Третий этап начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Неурегулированность налоговых правоотношений являлось одним из факторов экономической и социальной напряженности. Важнейшей задачей в этих условиях являлось принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
- особая правовая значимость;
- высшая технико-юридическая отработанность;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.