Введение
Глава 1. Теоретические основы выбора и альтернативной стоимости
1.1 Диапазон потребительского выбора
1.2 Альтернативные теории стоимости
Глава 2. Анализ альтернативной стоимости производства
2.1 Концепция альтернативной стоимости
2.2 Полезность как стоимость альтернативы
Заключение
Список литературы
Альтернативная стоимость производства.
Альтернативная стоимость - наилучшая стоимость из упущенных в результате выбора конкретного альтернативного варианта. Также имеет названия — альтернативные издержки, скрытые издержки, внешние издержки. При производстве может быть определено как количество другого товара, которым приходится жертвовать (уменьшать его производство) для увеличения производства данного товара.
Альтернативная стоимость может выражаться как натурально (в товарах, от производства или потребления которых пришлось отказаться), так и в денежном эквиваленте этих альтернатив. Так же альтернативную стоимость можно выразить в часах времени (упущенного времени с точки зрения его альтернативного использования).
Альтернативная стоимость не является предметом бухгалтерского учёта, это показатель, на который можно ориентироваться при принятии решений.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ понятия и сущности альтернативной стоимости производства.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть теоретические основы выбора и альтернативной стоимости;
2) проанализировать альтернативную стоимость производства;
3) сделать выводы по данной теме.
Глава 1. Теоретические основы выбора и альтернативной стоимости
1.1 Диапазон потребительского выбора
Свобода выбор означает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым трудом, на который они способны. Наконец, она означает, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящими для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель занимает в экономике особое стратегическое положение: в определённом смысле потребитель обладает суверенитетом.
Приделы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов обслуживаются потребительским выбором. В конечном счете, потребители решают, что должна производить экономика, а в установленных тем самым рамках поставщики ресурсов могут делать свой собственный выбор. Таким образом, в действительности поставщики ресурсов и предприятия вовсе не “свободны” производить товары и услуги, которые потребители не желают.
Экономика в условиях частичной конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание имеет и статистический и динамический аспект. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, – например, олигополия и монополистическая конкуренция – порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободы выбора потребителя и одновременно наиболее полно удовлетворить предпочтение покупателя.
Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, поскольку эта рыночная структура не благоприятствует в совершении имеющихся продуктов и созданию новых.
Очевидно, также то, что потребитель обладает ограниченным количеством долларов, а продукты, которые мы можем купить, имеют определённую ценность, то потребитель сможет приобрести лишь ограниченное количество товаров. Потребитель не может купить всё, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного дохода. Это как раз тот самый случай, когда отдельный потребитель непосредственно сталкивается с экономическим фактором редкости.
Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы не возможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был бы не нужен. Выбор становиться необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов.
Полное использование ресурсов – ситуация, когда рост одного результата может идти только за счёт уменьшения другого результата. А это превышает теряемую величину “другого результата” в своего рода неизбежную плату за прирост первого результата. Кривая интересна тем, что она наглядно показывает эту обязательную плату в каждой точке. Такая плата, потеря получила название “альтернативная цена” (“альтернативная стоимость”).
Альтернативная стоимость прироста какого-либо товара определяется сокращением выпуска другого товара. Таким образом, альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходиться отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Эта цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось обменять на более предпочтительную, цену потери.
Поэтому когда экономика находиться на грани производственных возможностей, то выбор всякий раз происходит между максимум объёма производства товара А и В.
Однако чаще производитель пребывает в точке “Е”, тогда имеется резерв ресурсов для одновременного увеличения сопряженных результатов (и товара А и В). В подобной ситуации число альтернатив необозримо возрастает, причем здесь альтернативы не связаны, как на границе производственных возможностей, с ростом одного продукта за счёт абсолютной потери другого.
Действительно, на границе производственных возможностей выбор регулируется только допустимой величиной “альтернативной цены”. Внутри же сферы производственных возможностей (точка “Е”) возникает ситуация:
а) имеется резерв ресурсов для расширения производства;
б) наличие резерва снимает ограничение, накладываемое альтернативной ценой, позволяет одновременно наращивать производство и А и В.
Это осложняет выбор оптимального решения, однако, каждый избранный вариант по-прежнему делает невозможным другие варианты. Различие лишь в том, что если на границе производственных возможностей речь шла – о потере, которой могло не быть! Количество товаров, которое приходиться терять при максимизации производства в условиях неполного (неэффективного) использования ресурсов, в экономической теории получило название “альтернативная затрата”.
Таким образом, в условиях неполного применения ресурсов максимизация возможна в любом направлении, в том числе и одновременного увеличения обоих результатов. И, тем не менее, уже выбраны: направление делает всевозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней – и упущенная выгода, - постоянно “кровоточит” в сердце производителя, заставляет его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат.
Но, несмотря на это, без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Увеличивая его, можно свести зону экономической свободы к нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающих хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.
1. Афанасенко И.Д. Экономическая теория: Учеб. для вузов по экон. направлениям и специальностям. – СПб.: С.-Петерб. ун-т экономики и финансов: Питер, 2009. – 684 с.
2. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие для студентов. – Мн.: Кн. Дом, 2008. – 319 с.
3. Боровская Е.А., Клюня У.Л. Экономическая теория: Учеб. пособие для неэкон. специальностей вузов. – Мн.: Бел. гос. ун-т, 2011. – 384 с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт - Издат, 2009.
5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2010.
6. Курс экономической теории: Учебник / Под общ ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - 5-е изд. перераб. и доп. - Киров: АСА, 2009.
7. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - М.: КНОРУС,2007.(Финансовая академия при Правительстве РФ.)
8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2009.
9. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010.
10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2011.
11. Экономическая теория: Пособие для преподоват., аспирантов и стажоров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2011 – 637 с.
12. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2009.