Курсовая работа|Экономическая теория

Курсовая Конкуренция и монополия: противоположность и единство

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2007 | Страниц: 35

Введение

Глава 1. Формы конкурентного рынка.

1.1 Монопольные ресурсы

1.2 Естественная монополия

Глава 2. Монополия и конкуренция

2.1 Доход монополии

2.2 Максимизация прибыли

2.3 Монопольная прибыль

2.4 Социальный ущерб монополии

Глава 3. От монополии к конкуренции: на примере рынков нефти и газа

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Тема денной курсовой работы: «Конкуренция и монополия: противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции».

В зависимости от количества продавцов (производителей), объема предлагаемых ими товаров и услуг, количества покупателей (спроса) на рынке, осуществляется разделение на рынок совершенной (чистой) конкуренции, рынок несовершенной (монополистической) конкуренции, рынок олигополии и монополистический рынок.

Для пояснения классификации форм рынков (или рыночных структур) с точки зрения соотношения конкуренции и монополии рассмотрим схему, приведенную в таблице № 1 Приложения 1. Характеристики (признаки) форм рынков представлены в табл. № 2 Приложения 2.

На практике форма рынка с совершенной конкуренцией функционирует, например, в сфере торговли товарами повседневного спроса. Форма рынка монополии производителя (продавца) встречается в области естественных государственных монополий и венчурных инновационных производств.

Фирма обладает монополией, если она — единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Основная причина возникновения монополии — барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

- Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.

- Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.

- Издержки производства таковы, что максимальная эффективность производства возможна при наличии на рынке единственного производителя.

Глава 1. Формы конкурентного рынка.

1.1 Монопольные ресурсы.

Простейший способ возникновения монополии — концентрация ключевого ресурса производства у единственной фирмы. К примеру, рассмотрим рынок воды в маленьком городке на Диком Западе. Если большинство его жителей имеют колодцы, поведение продавцов адекватно описывает конкурентная модель рынка. Цена литра воды устанавливается равной предельным издержкам подъема дополнительного литра живительной влаги. Но если в городке имеется единственная скважина, а больше получить воду неоткуда, ее владелец — монополист не местном рынке воды. Нет ничего удивительного в том, что он будет обладать значительно большей властью над рынком, чем любая отдельно взятая фирма на конкурентном рынке. Если речь идет о товаре первой необходимости (в нашем случае — воде), монополист может заломить за него весьма высокую цену, хотя его предельные издержки незначительны.

Несмотря на то, что исключительное обладание ключевым ресурсом является потенциальной причиной возникновения монополии, на практике такие случаи встречаются достаточно редко. Реальные национальные экономики достаточно велики, основные ресурсы находятся в собственности различных индивидов и групп. А так как большинство товаров — предметы международной торговли, естественный размер их рынка — весь мир. Поэтому примеры фирм, владеющих ресурсами, не имеющими близких заменителей, — скорее исключение.

Во многих случаях возникновение монополии связано с предоставлением правительством частному лицу или фирме исключительных прав на продажу товара или услуги. Иногда такая монополия — результат политического влияния потенциального “единоличника”. Когда-то короли даровали монополию на ту или иную деятельность друзьям или союзникам. В других случаях появление монополии отвечает интересам общества.

1. Василенко Н.П. «Силовые меры в России привычнее», «НиК» № 4, 2001 – С. 44.

2. Дадалко В.А. Международные экономические отношения – Минск: Армита – Маркетинг, 2000 – С. 148

3. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - С-Пб., 1992. Гл.2. – С. 116

4. Захарова Н.И. Конкурентный и монопольный рынок – Этапы возникновения – М., 1999 – С. 92.

5. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1993 – С. 237

6. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.,ИКЦ «Дис»,1997 – С. 271

7. Коноплянник А. Об основных закономерностях развития рынков нефти и газа – М., 2002 – С. 76.

8. Ломакин В.К. Мировая экономика – М., ЮНИТИ, 2000 – С. 231

9. Райзберг Б.А. "Курс экономики". М: Инфра-М, 1999 – С. 72

10. Стрыгин А.В. Мировая экономика – М., Экзамен, 2001 – С. 185

11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1998 – С. 79

12. Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций – М., Гардарика, 2001 – С. 63

13. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика, в 2-х т. – М., ЗАО «Издательство «Экономика»., 2001 – С. 244

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское