Введение
Глава 1. Анализ опыта реформирования отечественного сельского хозяйства
1.1 Оценка сельского хозяйства на протяжении трех эпох
1.2 Основные тенденции государственного регулирования отечественного сельского хозяйства
Глава 2. Обзор международного опыта государственного регулирования сельского хозяйства
2.1 Государственная помощь сельскому хозяйству
2.2 Государственные программы развития сельского хозяйства
Заключение
Список литературы
Тема данной курсовой работы: «Государственное регулирование сельского хозяйства: отечественный и зарубежный опыт».
Современное сельское хозяйство России функционирует в сложных социально-экономических условиях, что сказывается на экономической и социальной сфере страны. В этих условиях государственное регулирование становится объективно необходимой мерой, жизненно важной для сохранения общества.
Цели и задачи государственного регулирования определяются концепцией развития, которая, в свою очередь, исходит из особенностей и специфики развития страны. Выбор и целей и задач государственного регулирования особенно актуален для переходных экономик, в которых идет борьба между сторонниками «шоковой терапии» и градуализма. Если цель «шоковой терапии» состоит в сокращении масштабов государственного регулирования, достижении макроэкономической стабилизации и создании равных условий хозяйствования для предприятий и фирм, то градуалистический подход преследует другие цели – сохранение производственного потенциала и занятости, обеспечение стабилизации производства.
Цель курсовой работы – проанализировать отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования сельского хозяйства.
Задачи работы:
1) проанализировать опыт реформирования отечественного сельского хозяйства;
2) провести обзор международного опыта государственного регулирования сельского хозяйства.
Глава 1. Анализ опыта реформирования отечественного сельского хозяйства
1.1 Оценка сельского хозяйства на протяжении трех эпох
Характер взаимоотношений между властью и крестьянством, являющийся своеобразным барометром социально-экономического развития страны, был неодинаков на протяжении трех эпох (периодов) развития Российского государства – до Октября (докрепостной, крепостной, послекрепостной этапы), в советский период (этапы военного коммунизма, НЭПа, коллективизации, Отечественной войны, восстановления разрушенного хозяйства, «оттепели», экстенсивного развития (больших финансовых вливаний) и в современной России (антиэтатический и восстановительный этапы).
Обобщение исторического опыта аграрного реформирования в России позволило выделить этапы, цели, итоги, соответствующие меры государственного регулирования сельского хозяйства.
Русский крестьянин всегда был личностью, причем незаурядной. Вплоть до XVII в. в России крестьянин свободно перемещался и сам устраивал свою жизнь, прошел от Урала через всю Сибирь и Дальний Восток до самого Тихого океана, осваивая бескрайние просторы Сибири и Забайкалья.
В первой половине XVIII в. в России было положено начало регулированию государством права владения крепостными, которое вследствие освобождения дворянства от обязательной службы утратило государственный характер и получило значение частного права. К этому периоду относится первый документ, засвидетельствовавший факт государственной поддержки сельского хозяйства – «Обзор действий департамента сельского хозяйства России в течение пяти лет с 1844 по 1849 годы». В нем, в частности, указано, что в ведении Министерства государственных имуществ имеется 500 тыс. руб., которые предназначаются для выдачи льготных ссуд (под 4 % против 5 % в других кредитных учреждениях) землевладельцам.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Высочайший манифест об отмене крепостного права, более 22 млн. русских крестьян были освобождены от тормозившей в течение почти трех столетий развитие России крепостной зависимости. Страна вступила в третий этап аграрных преобразований – послекрепостной, в ходе которого были проведены две реформы – 1861 и 1906 гг., позднее названная столыпинской.
Основная идея реформы 1861 г., провозгласившей свободный труд земледельца на собственной земле, заключалась в полной отмене крепостного права без всякого вознаграждения помещиков. Эту реформу можно считать первой и достаточно последовательной попыткой введения регулирования государством аграрных дел. Одной из главных задач правительства при проведении «освобождения» крестьянства было обеспечение своевременного и полного поступления налогов. Для этого был использован институт крестьянской общины, названной в законе крестьянским обществом.
Кроме административных, появились первые экономические меры государственной поддержки крестьян в виде следующих инструментов: поддержки выкупа земли, долгосрочных беспроцентных ссуд на приобретение инвентаря и семян, развитие кустарной промышленности. Из государственной казны выделялись средства на развитие инфраструктуры. В совокупности расходы, направляемые правительством на поддержание крестьянства, составляли в период с 1895 по 1902 г. от 2 до 4 % бюджета страны.
Главная цель столыпинской аграрной политики – сформировать ситуацию, когда понемногу, естественным путем, без какого-либо принуждения раскинется по России сеть мелких и средних единоличных хозяйств. С этого времени утверждается повечать за развитие аграрного сектора, вкладывая в него значительные средства. Почти в 30 раз за годы реформ возросли средства, выделяемые государством на агрономическую помощь в районах землеустройства.
Более чем в 3 раза увеличились затраты земств на поддержку аграрного сектора. Необходимо констатировать, что эти преобразования были одними из самых продуманных и последовательных за всю историю аграрного реформирования России: была четко сформулирована идеология преобразований, определены стратегия, политика, меры государственного воздействия, причем на длительную перспективу. Своего рода техническая программа реорганизации сельского хозяйства, которая приобрела статус национально-хозяйственной и национально-государственной идеи. Это то, чего так не хватает современному этапу аграрного реформирования.
1. Апушова, Т.С. Методы диагностики сельскохозяйственных организаций для осуществления финансового оздоровления [Текст] / Т.С. Апушова // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета потребительской кооперации». 2007. - № 4. - с. 314-318.
2. Барышников Н. Г. Нормативно-правовое регулирование развития сельского хозяйства : научно-справочное издание/ Н. Г. Барышников, В. И.Зябирова; Пенз. гос. с.-х. акад. –Пенза, 2008. –296 с.
3. Бонякова Е.В. Международный опыт государственной помощи сельскому хозяйству// Экономика и право. - 2011. Вып. 2.
4. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. – М.: РОССПЭН, 1997. – 376 с.
5. Вавиловские чтения –2008 : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Саратовского госагроуниверситета, 26–27ноября 2008 г./ Сарат. гос. аграр. ун т им. Н. И. Вавилова; [редкол.: Н. И. Кузнецов и др.]. –Саратов : Наука, 2008 – Ч. 2.-2008. -409 с.
6. Везевич Р.Т. Нормативно-правовое обеспечение сельского хозяйства в 50-е годы. // Актуальные проблемы становления гражданского в России. Материалы региональной научно-практической конференции (19-20 ноября 2007г.) Вып. 2. –Нефтекамск, 2008. – С. 176.
7. Галина Л.И. Развитие ЛПХ в 1950-1970 годы/ Л.И. Галина // Истоки Российского федерализма. - г. Уфа; ноябрь 2007 г. – Уфа: РИО БашГУ, 2007 г. – С. 286-290.
8. Галина Л.И. Экономическое развитие колхозной деревни в 1960-е годы /Л.И.Галина // Национальные традиции в торговле, экономике и культуре. - Уфа, 2008.– С.98.
9. Котова Л.Г. Государственная поддержка агропромышленного комплекса необходима. [Текст]/ Л.Г. Котова// Российское предпринимательство. №6, 2008.
10. Котова Л.Г. Государственная поддержка как важный фактор реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». [Текст]/ Л.Г. Котова // Аграрная наука, №7, 2008.
11. Милосердов В.В. Аграрная политика России – XX век / В.В. Милосердов, К.В. Милосердов. – М.: Изд-во ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2002. – 543 с.
12. Никитенко А.А. Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях.-М., Агропромиздат, 2000
13. Никольский С.А. Аграрный курс России (Мировоззрение реформаторов и практика аграрных реформ в социально-историческом, экономическом и философском контекстах). – М.: КолосС, 2003. – 376 с.
14. Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII – XX вв.). – М.: Энцикл. рос. деревень, 1995. – 576 с.
15. Охрана труда в сельском хозяйстве. Справочник. – М.: Агропромиздат, 1988.
16. Полушкина Т.М. Опыт реформирования сельского хозяйства: критический анализ//Фундаментальные исследования. - №1, 2013
17. Синюков М.И. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях.-М., Агропромиздат, 2004
18. Социальная поддержка колхозной семьи в 50-70-е годы XX века. // Всероссийский конгресс «Укрепление семьи – основа решения демографических проблем» (16 мая 2008 г.)- Уфа, 2008. – С. 115-117.
19. Шаваев А.Г. Безопасность корпораций. Криминологические,уголовно-правовые и организационные проблемы. – М.: "Банковский Деловой Центр", 2002, с. 42.
20. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Турчиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2002.
21. Шлыков В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. – СПб: "Алетейя", 2001, с. 59.
22. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 2002. С.159.
23. Ярочкин В.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. –М.: "Ось-89", 2000, с. 92.