Введение
Глава 1. Стратегия предприятия как важнейший элемент его развития
1.1 Понятие и сущность стратегии предприятия
1.2 Виды стратегий предприятия
Глава 2. Совершенствование стратегического управления предприятия
2.1 Проблемы формирования стратегии
2.2 Основные направления совершенствования стратегического управления предприятия
Заключение
Список литературы
Тема курсовой работы: «Стратегия как эффективный инструмент управления в условиях нестабильности».
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
Определение стратегии — это не составление плана действий. Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении, развиваться организации.
В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ стратеги как эффективного инструмента управления в условиях нестабильности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность стратегии предприятия;
2) рассмотреть виды стратегий предприятия;
3) проанализировать проблемы формирования стратегии;
4) осветить основные направления совершенствования стратегического управления предприятия;
5) сделать выводы по данной теме.
1. Акофф Р.А. Планирование будущего корпораций – И., Прогресс – 1999 – С. 185
2. Аукционек С.П., Капелюшников Р.И. Почему предприятия придерживают рабочую силу. Мировая экономика и международные отношения. № 11. 1996. С. 90 — 99.
3. Багриновский К. А., Тренев Н.Н. Моделирование процессов адаптации экономических систем Печ. Экономика и математические методы, 1999, вып. 2 138-150
4. Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии (объединении). М.: ВАФ, 2001.
5. Друкер Питер. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения: Пер.с англ. - М.: Издательство торгового дома «ГРАНД», ФАИР-ПРЕСС, 1998.
6. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: ОАО “Изд-во “Экономика”, 1997. — 288 с.
7. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций – М., ИНФРА-М, Новосибирск – 1999 – 228.
8. Роджерс Э. Стратегический менеджмент – М., ИФРА - 2000 – С. 270
9. Тренев Н.Н., Тренева Е.А. Краткий обзор экономических проблем стран бывшего СССР. Причины, анализ, подходы решения. В книге "Моделирование процессов управления и обработки информации.” Москва: Московский физико-технический институт, 1993. С.. 46 — 55.
10. Тренев Н.Н. Методология прогноза ситуации на основе самоорганизации. Бухгалтерский учет в торговле, 2000, № 2. С. 128-148
11. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М.: ПРИОР, 2000. — 280 с.
12. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / под ред. А.П. Градова – СПб – «Специальная литература» - 1995 – С. 238