ВВЕДЕНИЕ
1 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
1.1. Понятия товарооборота и товародвижения
1.2. Задачи математического моделирования товарооборота
1.3. Система показателей моделирования процесса товарооборота
1.4. Категории товарооборота
1.5. Индексы товарооборота
1.6. Анализ структуры розничного товарооборота
2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
2.1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
2.2. БАЗИСНЫЕ И ЦЕПНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
2.3. ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНДОВОЙ МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДЕКСА ОБЪЕМА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ПОПАРНОГО АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Математическое моделирование в последние десятилетия оформи-лось в отдельную междисциплинарную область знаний с присущими ей объектами, подходами и методами исследований.
Несмотря на то, что создание любой новой модели – процесс творческий, близкий к искусству, существуют достаточно общие подходы, методы, «инструменты», пригодные для различных предметных областей, которые раскрывают «кухню» разработчиков математических моделей
Моделирование является одним из методов изучения окружающего мира. Процесс построения и использования модели называется моделированием.
Переход к рыночной экономике, преобразование административно-управленческой системы, основанной на принципах централизованного планирования, как в сфере производства, так и в сфере обращения, поста-вили качественно новые задачи перед математическим моделированием процессов торговли. Возникли серьезные проблемы, связанные с необходимостью реорганизации системы сбора информации об объектах торговли и совершенствования методологии анализа рыночных процессов в соответствии с государственной программой перехода на принятую в международной практике систему математического моделирования.
В сфере обращения происходят преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полнокровного рынка товаров (продуктов и услуг), созданию действенного рыночного механизма. Этому должны способствовать разгосударствление торгово-сбытовой системы и системы услуг, их демонополизация, приватизация и акционирование, возникновение подлинных конкурентных отношений. Рынок призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей. Должен окончательно сложиться рыночный механизм, регулирующий товарно-денежный обмен, сформироваться маркетинг, позволяющий сориентировать производство и распределение на удовлетворение покупательского спроса. Важная роль в информационно-аналитическом обеспечении этого процесса принадлежит математическому моделированию.
Математическое моделирование торговли являет собой отрасль экономики, изучающая количество и закономерность проявлений в области товарообращения, характеризующие продвижение товаров из сферы производства в сферу потребления. Следует указать основные источники математического моделирования торговли – единовременные обследования и приложенные к ним переписи, посвященные характеристикам качественного составления материальной базы торговли и эффективности в новых формах обслуживания покупателей, отчетность государственных и кооперативных торговых предприятий и организаций. Центральным разделом математического моделирования торговли является моделирование товарооборота. В эту отрасль входит обеспечение розничной торговли товарами, особо востребованными, контролирует выполнение планов использования ресурсов по важнейшим товарам потребления и контроль поставок по рыночному фонду. Следующим важным разделом матмоделирования торговли является матмоделирование государственных цен, которая характеризует их динамику с помощью индекса цен. Труд в торговле (численность и состав работников) тоже попадает в поле зрения математического моделирования торговли, так как от этого зависит обеспеченность населения торговой сетью и исчисление отношений мощности предприятий.
1. Н. И. Щедрин «Статистика торговли» г. Москва «Финансы и статистика» 2003 год.
2. И. К. Беляевский, Н. Н. Ряузов, Д. Н. Ряузов «Статистика торгов-ли» г. Москва «Финансы и статистика» 2002 год.
3. А. И. Харламов «Статистика советской торговли» г. Москва «Экономика» 2001 год.
4. Под редакцией профессора Р.А. Шмойловой «Теория статистики» г. Москва «Финансы и статистика» 2004 год.
5. Российский статистический ежегодник
6. Ряузов Н. Н., Общая теория статистики, 2 изд., М., 1971; Теория статистики, 3 изд., М., 1975.
7. Харламов А. И., Статистические показатели темпов экономическо-го развития, М., 1962.