Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Факторы производства и факторные доходы в социально-культурном сервисе и туризме
1.2 Анализ финансового состояния санаторно-курортных учреждений
1.3 Особенности функционирования экономического механизма в санаторно-курортных учреждениях
Глава 2. Практическая часть
2.1 Характеристика санатория «Дубрава» г. Железноводска
2.2 Основные результаты деятельности санатория «Дубрава» за 1994-1999 гг
2.3 Структура и динамика себестоимости услуг
2.4 Классификация затрат
2.5 Анализ структуры затрат
Глава 3. Пути совершенствования экономического состояния санатория «Дубрава»
3.1 Проблемы использования имеющихся мощностей санаторно-курортных учреждений
3.2 Основные недостатки формирования затрат на путевку
Заключение
Список литературы
Туризм, как социально-экономическое явление, сочетает в себе рыночные аспекты экономических связей и социально ориентированные цели развития общества. В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туризм служит интересам человека, общества в целом и является источником доходов как на микро -, так и на макроэкономическом уровнях.
Существенные структурные изменения в сфере туризма происходят и в России. Туризм стал отраслью, наиболее привлекательной для предпринимательства. Туристический бизнес в нашей стране находится в стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. Совершенствуется туристическая инфраструктура, формируется соответствующий сегмент рынка труда, создается новая система государственного регулирования туристической деятельности. Функционирование предприятий сферы туризма в Российской Федерации протекает в крайне сложной социально-экономической ситуации - кризиса неплатежей, роста безработицы, общего снижения жизненного уровня населения и других кризисных явлений. Тем не менее, российский туризм уверенно вышел на мировой рынок и занял на нем далеко не последнее место.
Таким образом, целью данной работы является анализ экономического состояния санаторно-курортных учреждений на примере санатория «Дубрава» г. Железноводска.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности функционирования экономического механизма в санаторно-курортных учреждениях,
2) дать характеристику санатория «Дубрава» г. Железноводска,
3) проанализировать основные результаты деятельности санатория «Дубрава» за 1994-1999 гг.,
4) исследовать структуру и динамику себестоимости услуг,
5) рассмотреть классификацию затрат,
6) проанализировать структуру затрат,
7) рассчитать затраты на единицу продукции,
8) предложить пути совершенствования экономического состояния санатория «Дубрава»,
9) сделать выводы по данной теме.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Факторы производства и факторные доходы в социально-культурном сервисе и туризме
Под факторами производства в экономической науке понимаются элементы, необходимые для выпуска товаров и услуг: земля (природные ресурсы), труд (рабочая сила) и капитал. Доходы собственников факторов производства называются факторными доходами. Доход владельцев земли и других природных ресурсов называется рентой, доход собственников рабочей силы – заработной платой, доход собственников капитала – процентом. Для совмещения всех трех факторов воедино требуется энергия предпринимательской деятельности, предпринимательская способность. Поэтому предпринимательство иногда рассматривается как четвертый фактор производства (наряду с первыми тремя: землей, трудом и капиталом). Предпринимательский доход называется прибылью.
Природная среда и рента. Природно-географический фактор имеет первостепенное значение для развития СКСТ. Важную роль в привлечении туристов играет совокупность природно-географических объектов (море, горы, реки, водопады, озера, леса, благоприятный климат и др.), находящихся на территории какой-либо страны или региона. Для эффективного функционирования ресторанов и гостиниц очень важен правильный выбор местоположения. Доход, получаемый за счет привлечения туристов, называется рентой (земельной рентой). Доход, получаемый за счет удачного выбора местоположения ресторана или гостиницы, также называется рентным доходом (разновидностью земельной ренты, именуемой рентой положения). И благоприятное для туризма сочетание географических условий, и удачное местоположение встречаются не очень часто. Пригодные для эффективного развития туристского, ресторанного и гостиничного бизнеса земли и земельные участки распространены локально, предложение таких участков ограничено. Поэтому под рентой в экономической науке понимается доход от фактора производства, предложение которого ограничено.
Использование природно-географических ресурсов и выгод местоположения – это средство получения рентных доходов. Доходы в СКСТ носят по преимуществу рентный характер. Поэтому в экономике СКСТ широко используются понятия природно-ресурсного и рекреационно-ресурсного потенциала.
Под природно-ресурсным потенциалом понимается совокупность природных ресурсов туристского региона, которые используются или могут быть использованы в индустрии туризма и гостеприимства с учетом тенденций их развития.
Рекреационно-ресурсный потенциал территории – это совокупность природных возможностей конкретного региона с учетом сложившихся в нем культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности.
Инфраструктура и капитал. Под капиталом экономисты понимают созданные людьми ресурсы – совокупность зданий, сооружений, машин и оборудования, используемых для производства товаров и услуг. Капитал – это инвестиционные ресурсы, т.е. товары, не удовлетворяющие непосредственно потребности людей.
Капитал существует в денежной и физической формах. Денежный капитал – это денежные ресурсы, используемые на приобретение физического капитала. Физический капитал – это ресурсы зданий, сооружений, машин и оборудования, используемые в производстве потребительских товаров и услуг.
В экономике СКСТ используется другое понятие, близкое по содержанию к понятию капитала, – это рекреационная и туристская инфраструктура. Инфраструктура – понятие, появившееся в середине ХХ века и означающее комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих основное производство и жизнедеятельность людей: транспорт, систему коммуникаций, энергетическое хозяйство, информационные сети и др. Различается производственная, социальная, а также рекреационная и туристская инфраструктура.
Под социальной инфраструктурой понимается совокупность отраслей и учреждений, обеспечивающих социально-бытовые условия жизни и деятельности людей.
Рекреационная инфраструктура – это совокупность отраслей и учреждений, обслуживающих клиентов и формирующих рекреационные сети; под рекреационными сетями понимается сеть парков, зон отдыха, сеть курортов и т.д. Рекреационная инфраструктура включает также транспорт, коммунальное обслуживание, торговлю, бытовой сервис, связь, гостиницы, общественное питание.
Более узкое в сравнении с рекреационной инфраструктурой содержание вкладывается в термин «туристская инфраструктура», означающий совокупность вспомогательных отраслей и учреждений, обслуживающих индустрию туризма и туристскую деятельность в целом: транспорт и коммуникации, системы гостеприимства и коммунального обслуживания и т.д.
Инфраструктурный фактор может оказывать решающее влияние на развитие туризма. Если в стране нет необходимой для путешественников инфраструктуры, то она не может стать популярной среди туристов.
Труд и заработная плата. Сфера туризма и гостеприимства – трудоемкий сектор экономики, в котором предъявляются относительно низкие требования к квалификации рабочей силы, что отражается на уровне заработной платы.
В США функционируют примерно 43 тыс. агентств по организации поездок; штатный персонал их составляет в среднем 4-7 человек. Средняя начальная заработная плата агента составляет $ 12 000 в год, агента со стажем работы от 3 до 5 лет – $ 18 000, со стажем более 10 лет – $ 25 000.
Аналогичная ситуация наблюдается также в ресторанном и гостиничном бизнесе.
1. Алексанодрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие. М.: Изд-вво Моск. Унта, 1996.-108с.
2. Багиев Г.А., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 1999.
3. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионолистика. М. Гардарики, 1999. 160с.
4. Выступление Депутата Государственной Думы Российской Федерации «Туризм в России: проблемы становления и развития». – 2004 – Журнал «Вояж и отдых» - №8 – С. 17-21.
5. Гостиничный и туристический бизнес, (под редакцией Чудновского А.Д.) М., 1998.
6. Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. М. Нолидж, 1996 г. 312 с.
7. Гуляев В.Г. Практика туристского бизнеса. – М.: Росс. Учебный центр Федер. Службы занятости, 1996. – 204с.
8. Ильина Е.Н., Зорин И.В., Квартальнов В.А. Основы туристской деятельности: учебник для туристских лицеев и колледжей, (под редакцией Ильиной Е.Н.). М., Российский международный институт туризма, 1992.
9. Игнатова М.Ф. Особенности рынка туристских услуг./Вестник С-Пб. университета. Серия 5., Экономика, Вып. 4., 1994
10. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М. ТОО «Луч», 1994.
11. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
12. Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение. М. Советский спорт, 133 с.
13. Косолапов А. Б. Туристическое страноведение. Владивосток. ДВГАЭУ, 1999 г. 196 с.
14. Косолапов А. В. Организация и менеджмент туризма. Владивосток. ДВГАЭУ, 1996 г.
15. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М., 1998.
16. Молчанова В.Ф. Анализ и организация продвижения туристских услуг на рынок. Автореф. дис./ СПб. Ун-т эк-ки и финансов. – СПб., 1996. – 17с.
17. Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся тур. лицеев и колледжей – М.: Росс. Междунар. Ин-т туризма, 2002. – 392с.
18. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2000.
19. Попелева С.В. Статистическая Методология оценки развития туризма в России: автореф. дис./ Моск. Эк-стат. Ин-т. – М.: 1996. – 25с.
20. Современная фирма: зарубежный и отечественный опыт / Под ред. А.А. Демина. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003.
21. Тёмный Ю.В., Тёмная Л.Р. Экономика туризма: Учебник. – М.: Советский спорт, 2003.
22. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика/ Квартальнов В.А. – М.: Наука, 1993 – 416с.
23. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учеб. пособие /Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
24. Фурсова О.Н. Возможности инновационной составляющей в развитии финансовых ресурсов черноморских курортов «Финансы и кредит» - 2003 - № 8 – С. 2-5.
25. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2003.