Введение
1. Охрана прав на наименование и место нахождения юридического лица
2. Охрана деловой репутации юридического лица, правовая охрана коммерческой и служебной тайны
2.1. Правила об охране деловой репутации юридического лица
2.2. Правовая охрана коммерческой и служебной тайны
3. Использование и охрана товарного знака и знака обслуживания, правовая охрана наименования места происхождения товара, охрана размещения и распространения рекламы
3.1. Положения об использовании и охране товарного знака и знака обслуживания
3.2. Охрана наименования места происхождения товара
3.3. Охрана размещения и распространения рекламы
Заключение
Список литературы
Современная экономика характеризуется концентрацией, а также все более углубляющейся специализацией производства, что предполагает и все более тесное кооперирование, взаимную связь и взаимозависимость отдельных частей экономики. В условиях действия в РФ закона стоимости эта связь и зависимость могут осуществляться в значительной мере в виде возмездного обмена результатами труда. Все группы организаций имеют непосредственное или опосредованное отношение к материальному производству, доставляют на рынок основные результаты своей деятельности. Для того чтобы вступать в товарно-денежные отношения, они должны иметь определенные предпосылки, т.е. должны быть признаны законом субъектами гражданских правоотношений.
Итак, юридические лица – это организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Конструкция юридического лица весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридически самостоятельные, имущественно обособленные организации составляют одну из основных групп участников развитого товарного оборота. Вместе с тем их появление, функционирование и развитие определяются господствующим в экономике типом хозяйственного механизма. Т.е. принятой системой регуляторов (управления) экономической деятельностью – рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные их разновидности .
Для эффективности деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. Большое значение имеют средства индивидуализации юридического лица (наименование, место нахождения, деловая репутация), средства идентификации продукции, работ, услуг (товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, реклама), средства, обеспечивающие автономию юридического лица (коммерческая и служебная тайна) .
Указанные элементы оцениваются как нематериальные активы юридического лица. Вместе с тем с момента возникновения любого юридического липа у него появляются права на наименование, место нахождения, деловую репутацию.
Итак, индивидуализация юридического лица, т.е. его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.
В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Так как одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.
Таким образом, все это требует специального научного обоснования категории юридического лица, его среды индивидуализации и правовой охраны.
Вследствие этого, исследование вопросов правовой охраны среды индивидуализации юридического лица является актуальной научной проблемой, имеющей важное теоретическое и практическое значение для эффективности деятельности юридических лиц.
Данная проблема определила цель курсовой работы, которая заключается в исследовании правил правовой охраны индивидуализации юридического лица.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные положения охраны прав на наименование и место нахождения юридического лица.
2. Рассмотреть правила охраны деловой репутации, коммерческой и служебной тайны юридического лица.
3. Раскрыть основные положения использования и охраны товарного знака и знака обслуживания, а также правила правовой охраны наименования места происхождения товара и размещения и распространения рекламы.
Таким образом, в качестве объекта исследования выступают отношения, возникающие в сфере индивидуализации юридического лица.
Предмет исследования образуют правовые формы охраны отношений в среде индивидуализации юридического лица.
При подготовке работы использовались нормативные акты различного уровня, учебные пособия по курсу «Гражданское право», таких авторов как Брагинский М., Ю.К. Толстой, А.Г. Калпин и др., научно-исследовательская литература авторов Г.М. Берегова, А.А. Власов и др., а также публицистические материалы.
Нормативные акты
1. Конституция РФ(Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (СЗ ФЗ. 1994. № 32. Ст. 3301)
3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (ВВС РФ 1991. № 16. Ст. 449; СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 1997)
4. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2322
5. Закон РФ «О внесении изменений в закон РФ товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 13 ноября 2002 г.
6. Закон РФ "О средствах массовой инфор¬мации" от 27.12.1991 г.
7. Закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г.
8. ФЗ «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995 г. (с изм. от 13 июня 1996 г.) № 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1; № 25. Ст. 2957
9. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. (с изм. от 11 июня и 31 декабря 1998 г.) № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785; № 28. Ст. 3261; 199. № 1. Ст.2
10. Правила составления, подачи и рассмотрения за¬явки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания от 29 ноября 1995 г.
Основная литература
1. Берегова Г.М. Коммерческая тайна и реклама. – Иркутск, 2000
2. Брагинский М., Ярошенко К. Граждане. Юридические лица. Комментарий ГК РФ // Хозяйство и право. – 1995. - № 4. – с.3-26
3. Власов А.А. Проблемы судебной зашиты чести, достоинства и деловой репутации. – М., 2000.
4. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. Т.1./ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. – М., 2000
5. Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1. / Под ред. О.Н. Садикова. – М., 1996
6. Гражданское право. / Под ред. А.Г. Калпина. – М., 1997
7. Гуев А.И. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ. – М., 1999
8. Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуализация предпринимательской деятельности. – М., 2002
9. Куликов А.О. О коммерческой и служебной тайне // Хозяйство и право. – 1996. - № 11
10. Малеина М.Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя // Законодательство и экономика. – 1998. - № 24. – с. 18
11. Маркалова Н.Г. Юридические лица. – М., 1999
12. Основы предпринимательского права: Учебник / Под ред. А.И. Калима. – СПб, 1994