Введение
Глава 1. Государство и государственные муниципальные образования как субъекты обязательств гражданского права
1.1. Государство как субъект гражданского права
1.2. Гражданская правоспособность государства
1.3. Государственные (муниципальные) образования как субъекты обязательств гражданского права
Глава 2. Юридические лица как субъекты гражданского права
2.1. Юридическое лицо как субъект гражданского права
2.2. правоспособность юридического лица как субъекта гражданского права
Глава 3. Гражданин как субъект обязательств в гражданском праве
3.1. Правоспособность граждан и ее содержание
3.2. Дееспособность и имущественная ответственность гражданина как субъекта обязательств гражданского права
3.3. Особенности статуса индивидуального предпринимателя как субъекта обязательств в гражданском праве
Заключение
Библиографический список
Тема данной курсовой работы: «Субъекты обязательств гражданского права».
Обязательственное отношение, как и любое другое, предполагает наличие не менее двух субъектов. В легальном определении обязательства, сформулированном в ст. 307 ГК РФ, названы два лица, участвующие в обязательстве: кредитор и должник. Это общее название сторон, в отдельных договорах они имеют специальные наименования: покупатель и продавец, арендодатель и арендатор, заказчик и подрядчик, страхователь и страховщик, причинитель вреда и потерпевший и т. д.
Кредитор - активная сторона в обязательстве, потому что является управомоченным лицом. Он вправе требовать от контрагента совершения определенных действий.
Должник - это пассивный участник отношения в силу того, что на нем лежит долг совершить определенное действие в пользу кредитора. Такую обязанность он может принять на себя добровольно, заключив договор с кредитором, либо быть принужденным к ее исполнению в силу прямого указания закона (например, при причинении вреда здоровью гражданина).
Субъектами в обязательствах могут выступать все участники гражданско-правовых отношений: граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Исследуя заявленную тему, необходимо проанализировать имеющиеся нормативные положения, регулирующие данные отношения.
Эмпирическую базу составляют конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати, исторических памятниках отечественных и зарубежных авторов по проблемам субъектов обязательств гражданского права.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания:
1) метод системного анализа (всестороннее полное изучение данной темы)
2) логический – применений таких логических пункций как обобщение или сужение понятий
Объектом изучения, таким образом, можно определить – общественные отношения, направленные на правовое регулирование института субъекта обязательств в гражданском праве.
Предмет исследования – нормы законодательства, представленные в источниках отечественного, регулирующие общественные отношения, связанные с субъектами обязательств в гражданском праве.
Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Определить особенности государства, государственных муниципальных образований как субъектов обязательств гражданского права
2. Охарактеризовать гражданскую правоспособность государства и муниципальных образований
3. Показать специфические черты юридического лица, как субъекта обязательств гражданского права
4. Определить особенности правового статуса гражданина и гражданина-предпринимателя как субъекта обязательств гражданского права
Глава 1. Государство и государственные муниципальные образования как субъекты гражданского права
1.1. Государство как субъект гражданского права
В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.
В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное «расщепление» личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.
И тем не менее властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией , не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве где классификация субъектов предстает как трехчленная - физические лица, юридические лица и особое лицо — государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов.
Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и ряд проблем. Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенности государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым .
К государству в полном объеме могут быть применены только правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц. Остальные правила о юридических лицах (в частности, о правоспособности, о регистрации, наименовании и месте нахождения, филиалах и представительствах, видах юридических лиц, их реорганизации и ликвидации) к государству неприменимы. Государство, как и юридическое лицо, представляет собой организацию, которая имеет внутреннюю структуру и регламент, органы управления и участвует в гражданском обороте. Однако государство действует через посредство не только физических, но и юридических лиц.
Что касается таких признаков юридического лица, как организационное единство, имущественная обособленность, выступление в обороте от своего имени и самостоятельная имущественная ответственность, то они применительно к государству получают совсем иное наполнение. Организационное единство государства достигается главным образом публично-правовыми методами. Отсутствует единая структура и общий для всех регламент. Имущество государства в значительной части распределено между созданными им юридическими лицами, которые являются самостоятельными участниками гражданских правоотношений. Государство как собственник выступает в обороте не только от своего имени, но и от имени созданных им юридических лиц. Ответственность государства не распространяется на все принадлежащее ему имущество (часть имущества, по сути, забронирована от взысканий кредиторов).
1. Конституция РФ (Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (СЗ ФЗ. 1994. № 32. Ст. 3301)
3. Федеральный закон от 26 января 1996 г. "О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 411.
4. СЗРФ. 1995. №42. Ст. 3923; 1997. №28. Ст. 3305; 1999. №7. Ст. 879.
5. ст. 12 Федерального закона «О недрах» от 21 февраля 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 16, Ст. 834; № 29. Ст. 1690; 1993. № 2. Ст. 74; СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823-1999 № 7.Ст.879.
6. ст. 4 Закона РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 17 Ст.1462.
7. Статья 1 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст.3506; 1996. № 17 Ст. 1917; 1996. №49. Ст, 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.
8. п. 3 ст. 2 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 27 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности. // СЗ РФ, 2001, N 33, часть 1, ст. 3430.
10. Бюллетень ВС РФ, 1996, N 5, с.3
11. Гражданское право. Часть первая. Учебник / Под ред. А. Г. Калпина и А. И. Масляева. С. 105
12. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С. 112
13. Гражданское право. Часть первая / Под ред. З.И.Цыбуленко. М., 1998. С. 131
14. Гражданское право. Учебник для вузов / Под ред. Т. И. Илларионовой, Б.М.Гонгало, В.А.Плетнева. М, 1998. С. 140
15. Гражданское право. Учебник / Под ред. В. А. Суханова. Т. 1.2-е изд. М., 1998. С. 283.
16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. 256
17. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1995 г.
18. Субъекты гражданского права / Под ред. С.Н.Братуся. С. 270
19. Семеусов В. Особенности статуса индивидуального предпринимателя // "Российская юстиция". – 2003. - N 3.