В последние годы интерес российской общественности, средств массовой информации и исследователей в сфере социально-гуманитарного знания все чаще направляется к проблеме трансформации статусных и профессиональных характеристик российской интеллигенции в измененном под влиянием социетальной трансформации, культурном пространстве. На протяжении долгого времени исторического периода интеллигенция представляла собой не только определённый социально-профессиональный слой в стратифицированной структуре российского общества, но и специфическую культурную общность.
Актуальность рассматриваемой проблемы в первую очередь объясняется тем, что слой интеллигенции во многом определяет вектор развития культурной, нравственной жизни всего современного российского общества. Изучение предпосылок и факторов, характерных особенностей появления данного слоя в стратификации общества поможет определить истинную роль данной категории людей в развитии российского общества и влияние на дальнейший ход развития исторического процесса.
Объект исследования - русская интеллигенция.
Предмет исследования - особенности формирования русской интеллигенции.
Источниковедческая база исследования. Источниковая база рассматриваемой темы не обширна. Основным дореволюционным источником по данной теме стоит считать сборник «Вехи» в котором отражены некоторые теоретические разработки, касающиеся русской интеллигенции, проведенные: H.A. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, М.О. Гершензоном, A.C. Изгоевым, П.Б. Кистяковским, С.Л. Франком. Также к источникам рассматриваемой темы можно отнести романы «Отцы и дети» и «Что делать» И.С Тургенева, Н. Г. Чернышевского, которые запечатлели колоритные образы представителей русской интеллигенции, глубоко исследовали нравственные и социально-психологические особенности «новых» людей после окончания периода реформ.
Методы. При изучении данной темы были использованы общенаучные методы (анализа, синтеза), историко-генетический. Метод анализа использовался при анализе различных взглядов мыслителей на время появления русской интеллигенции. Метод синтеза использовался при изучении различных концепций, определяющих генезис зарождения рассматриваемого социального слоя категория империализма. С помощью историко-генетического метода были определены основные характерные черты интеллигенции.
Историография. В числе наиболее известных исследователей дореволюционного периода, серьезно продвинувшихся в изучении проблем интеллигенции, можно выделить труд П.Н. Милюкова «Интеллигенция и историческая традиция» вошедшей в сборник «Интеллигенция в России» увидевший свет в 1910 году, содержавшего работы, критически оценивающих веховскую интерпретацию сущности интеллигенции.
В свою очередь работы советских авторов, по сути своей, сводились к исследованию народничества, рассматриваемого в качестве движения интеллигентов-разночинцев. Уместно также отметить и недостаточную активность специалистов, вплоть до 1990-х годов, разрабатывающих понятие феномена интеллигенции. Таким образом, советскую историографию интеллигенции представляется верным рассматривать с позиции исследования народничества. О зарождении интеллигенции в советской историографии не писалось.
С начала 1990-х заметно возросло внимание к интеллигенции, рассматриваемой в качестве уникальнейшего русского феномена. В этот период бурных преобразований, указанный вопрос вновь обрел острейшую актуальность, заняв в философских и исторических исследованиях свое полноправное место. Внушительное число научных публикаций было посвящено установлению сущности, истоков, того места и значимости, которое присуще интеллигенции в русском обществе.
Особую значимость в тот период имели межгосударственные конференции, на которых обсуждались проблемы интеллигенции в 1995 и 1998 годах в г. Иваново и конференция международного уровня состоявшаяся в г. Неаполь в 1997 году, по результатам которой был издан сборник «Русская интеллигенция и западный интеллектуализм история и типология», в который вошли исследовательские работы участников указанной конференции: «Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры» Б.А. Успенского, «Интеллигенция как зеркало европейской революции» Витторио Страда (Венеция), «Три лика русской интеллигенции: Радищев, Чаадаев, Сахаров» Серджо Бертолисси (Неаполь), а также других исследователей .
Цель исследования-Рассмотреть основные предпосылки, факторы и предметные характеристики социо-культурной категории-интеллигенция.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие термина интеллигенция
2. Проанализировать различные взгляды мыслителей на время появления русской интеллигенции
3. Рассмотреть генезис происхождения русской интеллигенции
4. Изучить социальные слои интеллигенции
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы
ГлаваI.
Русская интеллигенция как социальный слой общества
1.1.Понятие термина интеллигенция
Прежде, чем приступить к исследованию социального слоя именуемого интеллигенцией, представляется необходимым разобраться с основной терминологией, и в первую очередь с главным понятием, что предполагает обращение к истории появления самого термина «интеллигенция».
С.И. Ожегов излагает указанное понятие, таким образом, что из этого следует, что к интеллигенции относятся представители общества, имеющие соответствующий уровень образования, а также специальные познания в разных научных областях, культурных, технических, занимающиеся умственным трудом. Согласно В. Далю, это –«разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».
Довольно многие соотносят рассматриваемое понятие с «intelligentia» (лат.) «понимание, знание», одна ко большое число специалистов, понятие «интеллигенция» связано корнями с «noesis» (греч.) «сознание в высшей степени», что контрастировало с нижележащими уровнями сознания – dianoia –«образ мыслей» и episteme –«научное знание», и включая эти низшие уровни, в качестве высшей категории. Позже, в римской культуре появилось слово «intelligentia» - «хорошая степень понимания, сознания» и только в период распада Римской империи, исследуемому понятию стал присущ смысл придаваемые ему классической немецкой философией и французским научным сообществом.
Во время средневековья, это понятие, впрочем, как и все социо-культурные обозначения, получило теологический характер и вошло в обиход жителей «тёмных веков» и культурную практику как Божественный Разум, Промысел Божий, творящий мировое многообразие. Подобным же образом интерпретирует понимание рассматриваемого феномена Гегель, констатируя - «Дух есть - интеллигенция», в своем известном широким кругам труде «Философии права».
Впервые, в Россию указанное понятие приходит с трудами Шеллинга, Гегеля, а также разных французских авторов. В ранних переводах Шеллинга, «Intelligenz» трактовался - «разумение», а заглавие работы «Del’intellegence» Ипполита Тэна было переведено - «Об уме и познании», и такая философская интерпретация прочно закрепилась в русском языке и используется по сей день.
Довольно долго специалисты полагали, что первым рассматриваемый термин использовал П.Д. Боборыкин, воспользовавшийся им при написании своего романа в 1866 году, в котором он интерпретировал понятие «интеллигенция» в качестве «высшего образованного слоя общества» , но, несколько позднее, было точно установлено, что в таком понимании, указанный термин уже неоднократно использовался много лет назад.
Р.В. Иванов-Разумник в начале двадцатого столетия предложил иное понимание, в известной степени ставшее классическим, а именно: «интеллигенция, представляет собой социологически-внесословную, этически-антимещанскую, внеклассовую, преемственную группу, которая характеризуется «творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности» .
Другой смысл, совершенно иной, в этот термин вкладывали авторы популярного научного сборника, выходившего в Российско империи на рубеже XIX-XX столетий «Вехи». В частности, по мнению П.Б. Струве, русская интеллигенция представляла собой специфическую культурную группу, возникновение которой было обусловлено влиянием западного социализма на особенные условиями отечественного культурного, политического и экономического развития. До момента возникновения в нашей стране идеологии социализма, понятию «русской интеллигенции» не было места, существовали лишь «образованный класс» с существовавшими в нем различными направлениями.
Как в отечественной дореволюционной, так и в советской, а также российской эмигрантской историографии, представляется возможным обособить отдельные группы понятий исследуемого феномена:
а) слой общества, характеризующийся наличием высшего уровня образованности;
б) борцы, отстаивающие свободу личности и общества;
в) представители, занимающиеся исключительно умственным трудом;
г) слой социума, сознательно выражающий интересы различных социальных групп;
д) представители особо нравственной составляющей.
Нельзя не отметить, что широкую популярность в современной историографии обрели два подхода к трактовке рассматриваемого понятия: историко-социологический и нравственно-этический.
С позиций сторонников историко-социологического подхода, под интеллигентами нужно понимать представителей занимающихся исключительно умственной работой.
Сторонники второго подхода полагают, что интеллигенция, это некая обособленная общность носителей высокой нравственности, исповедующих: любовь к людям, самопожертвование, гуманность, духовность, порядочность, принципиальность, высокий уровень эмпатии и т.п.
В связи с этим отметим, если советская историография культивировала первый подход, то в конце 80-х – начале 90-х годов. большинство исследователей начинают отстаивать вторую точку зрения. В конце 90-х годов прошлого – начале этого века, почти все исследователи находят равновесие между сторонниками обоих направлений и оба подхода являются равными в определении фундаментальных и концептуальных принципов в определении термина интеллигенция .
Таким образом, приходим к выводу, что понятие интеллигенция является многомерным понятием, которым именуют определенный, имеющий свои обособленные черты, определяющиеся профессиональными, интеллектуальными особенностями слой людей.
1. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. М., 1991-234с.
2. Бердяев H.A. Кризис интеллекта и миссия интеллигенция // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993- С.281-285.
3. Бельчиков Ю.А. К истории слов интеллигенция, интеллигент // Филологический сборник: (К 100-летию со рождения академика B.В. Виноградова). М., 1995-120с.
4. Боборыкин П.Д. Подгнившие вехи // В защиту интеллигенции. СПб., 1909-С. 130-135
5. Возилов В. В., Назаров Ю. Н. Философия интеллигенции: Разум как революционная сила истории. Иваново, 2002 – 245с
6. Давидович В.Е. Интеллигенция, идеалы, права человека // Интеллигенция и нравственность. М,1993- С.110-127.
7. Ильин O.A. О русской интеллигенции. // Интеллигенция. Власть Народ. М., 1993- С.275-280.
8. Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция? // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993- С. 80-90.
9. Корупаев А.Е. Очерки интеллигенции России. Ч. 1. Очерки теории интеллигенции. М., 1995- 360с.
10. Козлова О.Н. Интеллигенция в Российском обществе // Социальная политика. № 11,1995 -С.162-174.
11. Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура // Вопр. Философии. № 9, 1989 - С. 65-79
12. Матвеев Г. А. Об основных вехах эволюции понятия «интеллигенция» в отечественной общественной мысли // Интеллигенция России: уроки истории и современность: межвуз. сб. трудов. Иваново, 1996- С. 26-32
13. Меметов В.С. О проблеме дефиниций: от понятия «интеллигенция» к «прединтеллигенции» (Постановка вопроса) // Интеллигенция, провинция, отечество: проблемы истории, культуры, политики. Иваново, 1996.- С. 5-15
14. Орлов С. Б. Интеллигенция как мифологический феномен. Историко-социологический анализ // Социальные исследования. № 11,2001 –С56-67
15. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993- 447с.
16. Севастьянов А.Н. Двести лет из истории русской интеллигенции // Наука и жизнь. № 3,1991 - С. 107-123.
17. Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция. Киев, 1986-123с
18. Соколов К. Б. Мифы об интеллигенции и историческая реальность // Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999-276с
19. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. СПб., 2008 - 129с
20. Ушаков А. В. Российская интеллигенция в конце ХIХ – начале ХХ в. // Преподавание истории в школе. № 1, 2000 С. 13- 14
21. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Т. 1. М., 1994-289с.