1 Теоретические основы туризма как одного из перспективных видов экономической деятельности
1.1 Экономическая целесообразность и эффективность туризма
1.2 Нормативная база и экономические основы туристической деятельности
1.3 Проблемы развития туризма на Дальнем Востоке
2 Организация и развитие туристических железнодорожных маршрутов
2.1 Организация перевозки туристов специальными железнодорожными турами
2.2 Особенности железнодорожных туров и их правовое регулирование
2.3 Мировой и отечественный опыт организации железнодорожных туров
1 Теоретические основы туризма как одного из перспективных видов экономической деятельности
1.1 Экономическая целесообразность и эффективность туризма
Современный туризм как экономическое явление характеризуется следующим:
– имеет индустриальную форму;
– выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
– создает рабочие места и выступает, как правило, пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;
– выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;
– является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;
– высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
– выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;
– совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создает ту разность потенциалов рекреационной среды, которая и вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.
Туризм в России рассматривается в качестве одного из приоритетных секторов национальной экономики и значимого фактора регионального развития. Во многих регионах Российской Федерации с эффективным функционированием сферы туризма связывается решение важнейших социально-экономических задач, таких как рост трудовой занятости и повышение уровня качества жизни населения, диверсификация региональной экономики, повышение инвестиционной привлекательности региона, улучшение экологической ситуации и оптимизация процесса природопользования и ряд других. В свете современной экономической ситуации все большую актуальность приобретает вопрос развития туризма как элемента территориальной экономической системы в целях наиболее полной и эффективной реализации туристского потенциала территории с учетом сложившихся в настоящее время благоприятных условий для развития туристской сферы. Особое значение начинает приобретать объективная оценка динамики достижения высоких показателей экономической эффективности отрасли туризма, учитывающая степень влияния отдельных компонентов на ее развитие в целом. Состояние этих компонентов может быть выражено посредством оценки экономической эффективности туристской сферы с опорой на доступные статистические данные.
Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы включают оплату:
– комплексных поездок;
– пакетов услуг на отдых и туры;
– размещения;
– питания и напитков;
– транспорта;
– рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности; – потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;
– медицинского обслуживания и др.
Перечисленные туристские расходы и доходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода.
Любое государство, регион, муниципальное образование, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
Экономическая эффективность – это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:
– организации туризма в масштабах государства;
– туристского обслуживания населения региона;
– производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.
На практике существует две методики определения доходности и экономического эффекта от туризма в регионе. Это налоговые поступления в федеральный бюджет и бюджет республики от туристических фирм, гостиниц, баз отдыха, частных музеев и других предприятий, обслуживающих туристические потоки в регионе. Второе – это расходы каждого туриста на покупку услуг и товаров туризма. Последнее понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями. Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма. Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества. В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, «вытекать» из него. Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.
Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода. Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности. Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
– системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
– отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;
– туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).
Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.
Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый «дерево целей и критериев», где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели.
Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса. Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) – это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы – доходы – расходы – доходы и т. д.
Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется «эффект мультипликации» или «мультипликатор».
Мультипликатор – это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта. Действие мультипликатора доходов от туризма можно проследить на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.
Доход – это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона – это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона.
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т. д.