Введение
Глава 1.Понятеие и значение платежей за пользование природными ресурсами
1.1 Основные платежи за природопользование
1.2 Экономическое содержание и значение платежей при использовании природных ресурсов
Глава 2. Проблемы системы платежей за пользование природными ресурсами и пути их решения
2.1 Анализ налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами в 2007 году
2.2 Проблемы экономической оценки природных ресурсов
2.3 Перспективы системы платежей при пользовании природными ресурсами
Заключение
Список литературы
Тема данной курсовой работы: «Система платежей за пользование природными ресурсами».
Развитие рыночных отношений и структурная перестройка экономики Российской Федерации предопределяют необходимость упорядочения финансовых взаимоотношений между органами государственной власти и природопользователями, что вызвано рядом причин:
- во-первых, потребностями дальнейшего развития отечественной экономики и защиты государственных интересов в сфере природопользования. На сегодняшний день в Российской Федерации имеются только два источника экономического роста - дешевая квалифицированная рабочая сила и природная рента, поэтому в случае сохранения практики их нерационального использования страна будет обречена на экстенсивное развитие;
- во-вторых, возможностью вступления России в ВТО и необходимостью построения взаимовыгодных партнерских отношений со странами Европейского союза и США, что потребует кардинального изменения налогового и природоресурсного законодательства в соответствии со сложившейся мировой практикой.
Федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860, общим недостатком функционирования природно-ресурсного комплекса России на сегодняшний день признано несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование.
Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Основным элементом финансового механизма реализации этого принципа должна стать платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ системы платежей за пользование природными ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные платежи за природопользование;
2) выявить экономическое содержание и значение платежей при использовании природных ресурсов;
3) предложить новую систему платежей при пользовании недрами;
4) проанализировать концепцию реформирования системы платежей, взимаемых за пользование природными ресурсами;
5) сделать выводы по данной теме.
Глава 1.Понятеие и значение платежей за пользование природными ресурсами
1.1 Основные платежи за природопользование
Впервые в практику хозяйствования предполагается ввести систему платежей за природопользование. В систему платежей за природопользование войдут: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.
С каждым годом растут затраты на воспроизводство природных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В настоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий еще не связаны в единую систему, что требует своего решения. Предлагается создать экологические фонды, как предприятий, так и территорий. Источниками образования экологических фондов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территориальных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники. Средства экологического фонда предприятия должны расходоваться под контролем органов охраны природы. Ресурсы природоохранного фонда могут быть использованы по согласованию с природоохранными органами на совершенствование основного производства, обеспечивающее снижение вредного воздействия предприятия на окружающую среду.
1. КонституцияРоссийской Федерации // 25 декабря 1993 года.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 октября 2001 г. - N 44. - Ст. 4147.
3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" //Российская газета. - 12 января 2002 г. - N 6.
4. Анохин Е.С. Зарубежный опыт в области налогообложения природных ресурсов // Экономикаи организация производства. - 1996. - №6.
5. Валентей С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики. - 2002. - N 3. - С. 63.
6. Васькин Н. Налогообложение и отчетность крестьянских (фермерских) хозяйств //Финансовая газета. Региональный выпуск. - №35. - август 2000 г.
7. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов: Учебное пособие. - М., 2
8. Герасименко Н.В. О совершенствовании правового регулирования системы платежей за пользование природными ресурсами - "Законодательство и экономика", N 9, 10, сентябрь, октябрь 2004 г. – С. 23-25.
9. Колесник М. Текущее состояние и перспективы рентного налогообложения в России // Вопросы экономики. - 2003. - N 6. - С. 81.
10. Любомирская Л. О сроках введения платы за пользование водными объектами // Финансовая газета. - №31. - август 1999 г.
11. Любомирская Л. О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами // Финансовая газета. - №41. - октябрь 1998 г.
12. Пашин В., Семин В. Новое в исчислении и внесении в бюджет платы за воду // Финансовая газета. - №49. - декабрь 1998 г.
13. Семенова О. Платежи за пользование водными ресурсами // Финансовая газета. Региональный выпуск. - №14. - апрель 2001 г.
14. Скрябина О. Новое в налогообложении пользования водными объектами // Финансовая газета. Региональный выпуск. - №39. - сентябрь 2001 г.
15. Скрябина О. Налогообложение водопользования // Финансовая газета. Региональный выпуск. -№7, 8, февраль 2001 г.
16. Ялбулганов А.А. Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах" – М.: Фонд «Правовая культура» - 2000.
17. Чаплыгин Б. Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными объектами //Финансовая газета. Региональный выпуск. - №31. - август 2000 г.