Введение
Глава 1. Теоретические основы монополистической конкуренции
1.1 Понятие и сущность теории монополистической конкуренции
1.2 Особенности монополистической конкуренции
Глава 2. Историческое значение теории монополистической конкуренции
2.1 Значение теории монополистической конкуренции в истории
2.2 Значение неценовых факторов конкуренции
Заключение
Список литературы
Тема - Сущность и историческое значение теории монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция является, чуть ли не самой распространенной моделью современного рынка. В особенности это касается товаров народного потребления. Поэтому каждый из нас, как покупатель, чаще всего встречается с производителем или продавцом, ориентированным в своем поведении на монополистическую конкуренцию. Познание модели этого поведения и составляет главную цель темы. Ее достижение даст возможность не только получить определенные профессиональные знания, но и лучше понять своего контрагента на рынке в повседневной жизни.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Таким образом, целью данной работы является анализ сущности и исторического значения теории монополистической конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы монополистической конкуренции;
2) определить историческое значение теории монополистической конкуренции
Глава 1. Теоретические основы монополистической конкуренции
1.1 Понятие и сущность теории монополистической конкуренции
В начале XX в. процесс модификации экономики свободной конкуренции в монополистическую значительно ускорился и на Европейском континенте, где идеи экономического либерализма, провозглашающие полную свободу торговли (фритредерство) и рынков и другие положения о невмешательстве государства в экономику, перестали, так же как и в США, соответствовать реальной действительности.
Следствием монополистической организации бизнеса и хозяйственной жизни стал продолжавшийся в течение 1929-1933 гг. мировой экономический кризис.
В этих условиях всесильный «закон рынков» Ж.Б. Сэя, на который более ста лет опирались представители «чистой экономической теории» — вначале классики, а затем маржиналисты, утратил свое незыблемое значение. Несовершенная конкуренция вслед за институционалистами стала предметом исследования и у неоклассиков. Причем, как выяснилось впоследствии, проблемы несовершенного рынка, представленного монополизированными структурами хозяйствующих субъектов, из числа представителей неоклассической экономической мысли почти одновременно рассмотрели в своих работах профессор Гарвардского университета Э.Чемберлин и профессор Кембриджского университета Дж. Робинсон. Их теории стали, несомненно, важным успехом ученых-экономистов XX в.
Итак, в 1933 г. на противоположных берегах Атлантики американец Э. Чемберлин и англичанка Дж. Робинсон издали свои книги, назвав их соответственно «Теория монополистической конкуренции» и «Экономическая теория несовершенной конкуренции».
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теории. Учебное пособие – Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 1996 – С. 302
2. Белых А.А. История советских экономико-математических исследований. Л.: 1990.
3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.
4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
5. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 1991.
6. Бухарин Н.И. К вопросу о закономерностях переходного периода. Критические замечания на кн. Е. Преображенского «Новая экономика». М.—Л., 1928.
7. Журавлева Г.П., Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 574 с.
8. Иовчук С.М. Инновационные факторы повышения международной конкурентоспособности российской промышленной продукции. // Сборник ИМЭПИ РАН. М.: 2004.
9. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник – М.: ВЛАДОС. – 2008. – С. 640.
10. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 2003. — 896 с.
11. Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. — М.: Наука, 2000.
12. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
13. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике, М.: – 2002. – 302 с.
14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория: учебник для вузов 2-е издание. – М.: Норма, 2007. – 672 с.
15. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т. П. Вып. 4.
16. Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
17. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Ре теории стоимости). М.: Экономика, 1996.
18. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 480 с. – (Высшее образование).