Введение
Глава 1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики
1.2 Дискреционная фискальная политика
1.3 Недискреционная (автоматическая) фискальная политика
1.4 Фискальная политика: эффект вытеснения, чистого экспорта, инфляции
Глава 2. Влияние фискальной политики на государственный бюджет
2.1 Случай с отсутствием налоговой ставки
2.2 Случай, когда налоговая ставка не равна нулю
Глава 3. Проблемы эффективности фискальной политики
3.1 Бюджет при полной занятости
3.2 Эффект вытеснения
3.3 Временные проблемы применения
3.4 Политические проблемы
Заключение
Список литературы
Тема настоящей курсовой работы: «Фискальная (бюджетно-налоговая) политика российского правительства».
Актуальность исследования. Экономические реформы, проводимые в России в течение последних десяти лет, оказали серьезное влияние на основные принципы функционирования экономики страны. Переход к системе взаимоотношений между федеральными, региональными и местными властями, учитывающей определенную степень независимости субнациональных властей, породил необходимость решения проблем, стоящих перед любым государством с многоуровневым устройством политической и бюджетной систем.
Одной из важнейших задач, стоявших перед российскими властями в процессе осуществления реформ, являлось создание нового механизма фискальной политики.
Приведенные выше соображения определяют актуальность исследования в области экономической теории фискальной политики, направленной на теоретический и эмпирический анализ.
Объект исследования. Объектом исследования в настоящей работе является механизм принятия решений в области фискальной политики, как теоретически, так и в практическом плане.
Предмет исследования. Предмет исследования включает в себя характеристики налоговой, бюджетной политики, так же особенностей взаимодействия теоретических разработок и практических действий государственной власти.
Степень разработанности проблемы. В современной экономической литературе представлен значительный объем теоретических и эмпирических работ, посвященных изучению особенностей фискальной политики.
В последние годы в российских экономических изданиях было опубликовано значительное число материалов по количественному и качественному анализу российской фискальной политики.
Цель работы. Целью настоящей работы является выявление теоретических основ и практических закономерностей принятия решений Правительством России в области фискальной политики.
Методологическая база исследования. Методологической базой исследования является сочетание качественного и количественного анализа, предполагающее выявление объективных причин и взаимосвязей, обусловливающих направления фискальной политики Российского Правительства.
Глава 2. Влияние фискальной политики на государственный бюджет
Так как основным показателем эффективности применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит рассмотреть влияние различных инструментов фискальной политики на этот показатель.
2.1 Случай с отсутствием налоговой ставки
В данном случае примем, что налоговая ставка равна нулю, т.е. объем налоговых поступлений зависит только от автономных налогов и не является функцией от дохода. Будем рассматривать влияние отдельных инструментов фискальной политики на государственный бюджет при неизменном фискальном воздействии, т.е. воздействие прочих, не рассматриваемых инструментов, остается неизменным. Это значительно упрощает анализ и позволяет проследить влияние отдельных инструментов фискальной политики в более наглядной форме.
Рассмотрим влияние увеличения государственных закупок на состояние государственного бюджета. Так как государственные закупки относятся к числу государственных расходов, то при неизменном фискальном воздействии следует говорить об образовании дефицита государственного бюджета вследствие их увеличения. И сразу встает вопрос, какого размера возникает дефицит? Дать ответ на данный вопрос можно проследив последовательность изменений в экономических показателях: увеличение государственных закупок увеличивает совокупные расходы, которые в свою очередь, через действие мультипликатора государственных расходов увеличивают объем национального производства. На этом все и заканчивается. Так как величина налоговых поступлений, которые формируют государственные доходы, не зависит от величины национального дохода, то дополнительных поступлений в государственный бюджет не возникает. Отсюда логически вытекает, что величина дефицита государственного бюджета будет равняться изменению государственных закупок.
Влияние изменения автономных чистых налогов на состояние государственного бюджета можно рассматривать на примере увеличения размера автономных налогов, так как влияние изменения автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а трансфертные платежи – на его расходную часть. Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.
Механизм воздействия увеличения автономных налогов на состояние государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим образом: увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это объясняется тем, что даже при сокращении объемов национального производства, которое происходит посредством снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит от величины национального дохода.
Можно сделать вывод, что в случае, когда налоговая ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета или его профицита будут равны тем изменениям в статьях госбюджета (доходной или расходной), которые вызваны тем или иным инструментом фискальной политики.
2.2 Случай, когда налоговая ставка не равна нулю
Данный анализ позволяет взглянуть на данную проблему более реалистично, так как в современной экономике практически всегда присутствует налоговая ставка.
Рассмотрим воздействие государственных закупок на состояние государственного бюджета с учетом того, что налоговая ставка присутствует. Для наглядности рассмотрим рисунок 5.
Предположим, что правительство решило увеличить объем государственных закупок. Данное мероприятие увеличивает совокупные расходы АЕ на величину G. Под действием мультипликатора государственных расходов, учитывающего налоговую ставку, национальный доход увеличивается на величину Y. При наличии налоговой ставки величина налоговых поступлений становится функцией от дохода, вследствие чего возрастают налоговые поступления в бюджет на величину T. Следовательно, дефицит государственного бюджета будет меньше той суммы, на которую были увеличены расходы государственного бюджета, т.е. величины увеличения государственных закупок. В итоге дефицит государственного бюджета будет равен разнице между величиной увеличения государственных закупок и той дополнительной суммой налоговых поступлений, которая поступила в госбюджет вследствие увеличения национального дохода. Для того чтобы упростить расчеты обычно применяют так называемый мультипликатор влияния государственных закупок на сальдо государственного бюджета. Его можно рассчитать следующим образом.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. “Макроэкономика”, М. 1999г.
2. Гальперин и др. “Макроэкономика”, СПб. 2007г.
3. Долан Э.Д., Линдсей Д. “Макроэкономика” пер. с англ., СПб. 1994г.
4. «Известия», 7.10.2004.
5. «Московские новости», 23.03.2004.
6. Макконел К.Р., Брю С.Л. “Экономикс: принципы, проблемы, политика”, М, “Инфра”, 2000г.
7. Менкью М.Г. “Макроэкономика” пер. с англ., М, 2004г.
8. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. – Серия "Научные труды ИЭПП" №19Р. – М.: ИЭПП, 2000, в 2-х томах.
9. Сакс Дж., Ларрен Ф.В. “Макроэкономика: глобальный подход.” пер. с англ. М, 2006г.
10. Самуэльсон П. “Экономика”, 1992г.
11. Фишер С., Дорнбуш Р. “Макроэкономика” МГУ, “Инфра”, М, 2007г.
12. «Экономика и жизнь», 2004. - N 37.
13. "Экономическая политика" №16 (496)