Одним из проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число детей, оставленных в родильных домах. Так, в 2002 году в Новосибирской области в 6 домах ребенка находилось 396 детей, от которых отказались родители, в 8 детских домах находилось 535 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 4 школах-интернатах находилось 803 ребенка, оставшихся без попечения родителей, в 5 коррекционных школах - 897 детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих различные отклонения в развитии, в 20 социально-реабилитационных центрах (приютах) для несовершеннолетних социальную реабилитацию получили более 1800 детей, оставшихся без попечения родителей.
На сегодняшний день в Новосибирской области зарегистрировано 12026 официально выявленных и устроенных детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 6625 детей воспитываются в семьях опекунов (попечителей), 3294 ребенка находятся в образовательных учреждениях для детей –сирот, 78 детей живут в приемных семьях, 440 детей, в возрасте до четырех лет в домах ребенка, 624 в домах временного пребывания, 965 в учреждениях начального профессионального образования.
Негативным фактом является то, что из детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в различных учреждениях - 85% имеют родителей, которые либо лишены родительских прав, либо по разным причинам от них отказались.
Основная забота о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, ложится на плечи государства. Перспективным для России решением проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей, оставшихся без попечения родителей, становится передача их на воспитание в приемные семьи.
Несомненно и то, что эти отношения нуждаются в четком правовом регулировании, особенно, если учесть, что подобного рода отношения являются новыми для России.
На основании вышеизложенного была сформулирована цель работы: комплексный анализ правового регулирования, теории и практики функционирования приемных семей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть основные правовые формы заботы о безнадзорных детях
2. Определить правовой статус приемной семьи в России
3. Проследить взаимодействие примерной семьи с органами государства. Выявить основные проблемы и правонарушения в области приемной семьи и изложить свои пути их устранения.
4. Предложить свои концепции по совершенствованию правового регулирования приемной семьи
Проблемы приемной семьи получили достойное освещение в отечественной правовой науке, в частности, в работах Беспалова Ю.В., Грудциной Л.А., Ильиной Е.Д., Нечаевой А.Л., Ливановой О.А., Осокиной Г.Д., Паршуткина В.А., Пчелинцевой Л.М., Сологубова Т.К., Сорокина С.В., Шохиной Л.Н и других цивлистов. Это теоретическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати, материалах судебной практики.
Наряду с теорией в предложенной работе освещается практика, представленная на примерах судов г. Новосибирска за 1998-2003 года.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания: историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, метод системного подхода и анализ.
Соответственно с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ
К существующим формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей относятся:
1. Усыновление (удочерение)
2. Передача ребенка под опеку или попечительство
3. Устройство ребенка в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
4. Передача ребенка на воспитание в приемную семью
Безусловно, приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача ребенка на воспитание в семью.
В представленной курсовой работе, дается комплексное понятие каждой из форм устройства детей, обратив особое внимание на особенности приемной семьи.
1.2.1. Усыновление, как форма передачи ребенка в семью
В нашей стране одной из актуальных проблем является проблема усыновления и удочерения. Еще раз хочется обратить внимание на том, что в России дети являются одной из самых незащищенных социальных групп. Российское государство, несмотря на все известные трудности, старается проявить определенную заботу о подрастающем поколении. Россия теперь усвоила истины, провозглашенные общепринятыми нормами международного права о правах человека, и в частности о правах детей . Признавая эти нормы, наше государство обязуется обеспечить каждому ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. И хотя ст.7 Конституции РФ утверждает, что наше государство – социальное, социальная функция его осуществляется пока не на должном уровне, что, в свою очередь, объясняется крахом нашей экономики. Вместе с тем, даже изменение экономических условий, оно не может гарантировать защиту интересов одиноких детей – это не может сделать ни одно государство, если ребенок воспитывается вне семьи. Не случайно, на мой взгляд, в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс РФ говорится: «усыновление и удочерение (далее – усыновление) является преимущественной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это не только наиболее предпочтительная, но и самая распространенная форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения, обеспечивающая их воспитание в условиях семьи. Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью, среди которых выделяются усыновление, опека и попечительство, также новым Семейным кодексом Российской Федерации была введена и принципиально новая форма – приемная семья. Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление, так как большое количество детей в нашей стране по различным причинам лишены родительского попечения.
Усыновление несовершеннолетних - это юридический акт, в силу которого между усыновителем и ребенком устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между родителями и детьми по происхождению. Тайна усыновления охраняется законом .
Усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Согласно ст.127 СК РФ не пользуются правом на усыновление лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель), а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Семейный кодекс РФ впервые в истории российского законодательства ввел судебный порядок усыновления.
Дела об установлении усыновления ребенка рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей (усыновителя, представителя), органа опеки и попечительства, а также прокурора , содержат требования, предъявляемые к заявлению об установлении усыновления, предусматривая перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению, а также к заключению органа опеки и попечительства. Заявление об установлении усыновления или удочерения ребенка подается гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Что касается граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, то они подают заявление об установлении усыновления ребенка соответственно в верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства усыновляемого ребенка.
К заключению органа опеки и попечительства должны быть приложены:
1) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства усыновляемого ребенка или по месту жительства усыновителей (ля);
2) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;
3) медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка;
4) согласие усыновляемого ребенка, достигшего 10 лет, на усыновление, а также возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (ля) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется);
5) согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководства учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;
6) при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка, независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Суд при необходимости может затребовать и иные сведения об усыновителе, в том числе: справку с места работы о занимаемой должности и зарплате либо копию декларации (иной документ) о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение и другие документы. При усыновлении ребенка иностранными гражданами предоставляются: заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, - об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, а также документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории.
Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству приравниваются в личных неимущественных правах и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению, независимо от того, записаны ли усыновители в качестве родителей (ст.137 СК РФ).
Если родители умерли, то по просьбе деда и бабушки могут быть сохранены права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.
Статья 140 Семейного кодекса РФ допускает прекращение отношений по усыновлению только в судебном порядке. Срок исковой давности для требования об отмене усыновления не установлен. Во всех случаях орган опеки и попечительства обязан представить суду акт обследования условий жизни усыновленного ребенка и основанное на нем заключение по существу спора .
При одновременном усыновлении нескольких детей об усыновлении каждого из них выносится отдельное судебное решение. В течение трех дней со дня вступления решения в законную силу суд направляет выписку из него в орган ЗАГСа по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Введение судебного порядка усыновления, к сожалению, повлекло за собой снижение числа усыновленных детей. При этом на 25%, по сравнению с 2001 г., сократилось число детей-сирот, усыновленных российскими гражданами, и на 30% усыновление детей отчимами и мачехами, которые не всегда хотят обращаться со своей просьбой в суд.
Усыновление детей гражданами другого государства - явление широко распространенное в мире. В Семейном кодексе закреплено положение о том, что усыновление детей иностранными гражданами допускается при невозможности устроить в российскую семью или к родственникам ребенка, независимо от их гражданства и проживания.,
Считается, что усыновление – самая предпочтительная форма принятия детей на воспитание, так как по своим последствиям оно сравнивается с рождением ребенка. Но есть и противоположная точка зрения, которой придерживается А.М. Нечаева в своей публикации полагающая, что именно опека или попечительство оптимальны, потому что в этом случае возможно установление контроля за поведением опекуна или попечителя соответствующими органами.
1. Конституция Российской Федерации 1993 N б/н М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА* М. 1998.67с.
2. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) // Сборник международных договоров. 1999.№12. 567с.
3. Декларация прав ребенка» (1959 г.) // Сборник международных договоров. 1998.№ 4. 4987с.
4. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) // Сборник международных договоров. 2001. № 1. 509с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№5. 39с.
6. Гражданский Кодекс часть третья. // Российская газета.2001.№9.С. 3-28
7. Семейный кодекс Российской федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№1. с.12-39
8. Закон РФ Об актах гражданского состояния.// Российская газета. 1997 №3.с. 23-25
9. Закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Российская газета 2001.№ 2.с.12-13
10. Указ Президента РФ от 14.05.96 Об Основных направлениях государственной семейной политики,// Российская газета . 1996.№14.с.34
11. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829) // Российская газета. 1996.№ 10.с.21-22
12. Основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. Утверждены Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942. // Собрание законодательства РФ. 1995. N 38. с.45
13. Доклад «О Положении детей в Новосибирской области на 2000 г». г. Новосибирск..
14. Доклад «О Положении детей в Новосибирской области на 2001 г». г. Новосибирск.
15. Доклад «О Положении детей в Новосибирской области на 2002 г». г. Новосибирск.
16. Бочарова С. Договор на маму // Российская газета. 2002.№ 9
17. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации/под ред.И.М. Кузнецова. М.: ПРИОР. 2000. 689с.
18. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. М:. ИНФРА*М-НОРМА, 1997.490с.
19. Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. Л.А.Окунькова Л.А. – М.:БЕК. 1996. 750с.
20. Нечаева А.М. Курс лекций по семейному праву.- М:. Орион. 1998. 430с
21. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: Проспект. 2000. 438с.