Реферат|Политология

Реферат Макс Вебер как политолог

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2015 | Страниц: 18

Введение

1. Краткая биография М. Вебера

2. Политические взгляды М. Вебера

Заключение

Список литературы

Макс Вебер как политолог.

Исследования политики в европейской науке XIX века сводилось в основном к изучению государства в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс и др.). В конце XIX--XX вв. проблематика политической науки значительно расширилась. Европейские исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины утверждения различных политических режимов, сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и др.)

Крупнейшей фигурой в политической науке этого периода является немецкий исследователь Макс Вебер (1864-1920).

Цель – проанализировать деятельность М. Вебера как политолога.

Задачи:

1) изложить краткую биографию М. Вебера

2) проанализировать политические взгляды М. Вебера.

1. Краткая биография М. Вебера

В XX и XXI веке написано немало работ о Максе Вебере как учёном, многие социологи продолжают и развивают его идеи, издано несколько биографий и воспоминаний, начиная от книги его жены Марианны Вебер и до работ последних десятилетий, которые, вероятно, будут появляться и впредь.

Учёные и сегодня используют понятия социального действия и идеальных типов, изучают религию, политику и общество, применяя методологию Вебера. В частности, Вебера изучают и в России, тем более что большая часть его основных трудов переведена на русский язык. Мы знакомы с этими текстами благодаря работе Пиамы Павловны Гайденко, Юрия Николаевича Давыдова, Александра Фридриховича Филиппова. В этом обзоре мы не посягаем на научное осмысление его наследия, но попытаемся обозначить те работы и идеи, которые необходимы для размышлений об альтернативах общественной жизни. Чтобы понимать, как общество может меняться, следует осмыслить то, как эти изменения происходили.

Вебер родился в 1864 году в Эрфурте, центральном городе Тюрингии. Максимилиан Карл Эмиль стал первым из семи детей Макса Вебера-старшего, состоятельного и известного государственного служащего, члена Национальной либеральной партии. Мать Макса-младшего — Элена (в девичестве Фалленштейн) — имела в числе прочих французские гугенотские корни. В течение всей жизни Элена Вебер выражала преданность своим моральным принципам. Характер занятий Вебера-старшего предопределил политическую и академическую природу семейных дискуссий, салон чиновника собирал множество видных учёных и общественных деятелей.

Старший сын Вебера вместе со своим братом Альфредом, также избравшим профессию социолога и экономиста, успешно развивались в столь интеллектуальной атмосфере. На Рождество 1876 года тринадцатилетний Макс-младший подарил родителям два исторических эссе, «О направлении германской истории, с особым указанием на фигуры Императора и Папы Римского» и «О римском имперском периоде, от Константина до переселения народов». Занятия с учителями не производили на мальчика никакого впечатления и были для него скучны. В то время как преподаватели выражали возмущение столь непочтительным поведением, Вебер-младший в тайне прочитал все сорок томов полного собрания сочинений Гёте. Ещё до поступления в университет Максимилиан ознакомился с большим числом произведений других классиков. Со временем отношения между супругами стали более напряжёнными: отец был склонен к «земным наслаждениям», а мать по-прежнему непреклонно следовала догмам кальвинизма и «стремилась вести аскетичную жизнь».

Образование.

В 1882 году Вебер поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После годичной службы в вооружённых силах страны Вебер был переведён в Берлинский университет. Первые несколько лет учёбы будущий учёный с мировым именем провёл «употребляя пиво и занимаясь фехтованием». Во время семейных ссор он всё чаще становился на сторону матери, постепенно отстраняясь от отца.

Одновременно с обучением в университете Вебер работал в качестве младшего адвоката. В 1886 году он сдал экзамен, позволявший ему заниматься данным видом деятельности. Во второй половине 1880-х годов он продолжил изучать право и историю. Вебер получил степень доктора юридических наук в 1889 году, защитив историко-правовую диссертацию о солидарной ответственности и раздельных капиталах в торговых компаниях итальянских городов. Данный труд впоследствии стал частью крупной работы «Об истории средневековых торговых компаний, с использованием южно-европейских источников», опубликованной в том же году.

Ранний период творчества.

Вебер занимался изучением современной социальной политики. В 1888 году он присоединился к Союзу социальной политики — недавно созданной профессиональной ассоциации немецких экономистов исторической школы. Представители союза придерживались мнения о том, что экономическая наука является в первую очередь инструментом для решения социальных проблем соответствующей эпохи. Тогда же Вебер дебютировал в политике, присоединившись к левоцентристской организации «Евангелический социальный конгресс.

В 1890 году по инициативе Союза социальной политики стартовала программа по изучению так называемого «польского вопроса», Остфлюхта: польские фермеры из восточной части страны массово мигрировали в стремительно развивающиеся города германского запада. Вебер возглавил группу исследователей и стал автором значительной части итогового доклада Союза по данной теме. Доклад привлёк внимание многих экспертов и стал поводом для широких дискуссий, а Вебер впервые заявил о себе как об исследователе в области социологии. В 1893—1899 годах учёный входил в состав крайне правой политической организации «Пангерманский союз», члены которой протестовали против дальнейшей миграции поляков.

Впрочем, степень поддержки Вебером идей германизации славянского этноса и других националистических проектов ныне является предметом дискуссий. В ряде работ, в частности, в противоречивой лекции «Национальное государство и экономическая политика» (1895) социолог выступает против иммиграции поляков и обвиняет в сложившейся ситуации класс юнкеров, интересам которых наплыв славян вполне соответствовал.

В 1893 году Вебер женился на далёкой родственнице Марианне Шнитгер. Супруга социолога, сама занимавшаяся наукой, впоследствии занялась защитой прав женщин. После смерти Вебера она собирала и публиковала труды мужа, а её биографическая книга пролила свет на многие стороны жизни учёного. Брак Веберов был бездетным. Женитьба на Шнитгер позволила Веберу обрести долгожданную финансовую независимость, и он наконец смог покинуть дом семьи. В 1894 году Вебер с женой переехали во Фрайбург, где социолог стал университетским преподавателем экономики. Спустя два года он занял аналогичную позицию в Гейдельбергском университете. Там учёный стал центральной фигурой сообщества интеллектуалов, «круга Вебера», объединившем также Марианну, Георга Еллинека, Эрнста Трёльча, Вернера Зомбарта, Марка Блока, Роберта Михельса и Дьёрдя Лукача. Продолжая деятельность в Союзе социальной политики и Евангелическом конгрессе, Вебер сконцентрировался на изучении экономики и истории права.

В 1897 году, через два месяца после тяжёлой ссоры с сыном скончался Вебер-старший. Это обстоятельство положило начало усиливавшимся со временем депрессии, нервозности и бессонницы сына, что отрицательно сказалось на его способности преподавать. Состояние здоровья вынудило Вебера сократить рабочее время и даже прервать учебный курс осенью 1899 года. После нескольких месяцев в санатории Веберы отправились в конце 1900 года в Италию и вернулись в Хайдельберг лишь весной 1902 года.

Тем не менее, уже в следующем году профессор снова отказался от преподавания и не работал со студентами до 1919 года. Хронология тяжёлого периода жизни и прогрессировавших отклонений психики была в деталях описана самим Вебером, однако записи были уничтожены Марианной.

Предполагается, что причиной этого поступка стала боязнь огласки психических расстройств учёного, которая позволила бы нацистам раскритиковать его труды.

Поздний период творчества.

Если в начале 1890-х годов Вебер был крайне продуктивен, то в 1898—1902 годах учёный не опубликовал ни одной работы. Освободившись от обязанностей профессора в 1903 году, Вебер вступил в должность помощника редактора в научном журнале Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik («Архив социальных наук и общественного благосостояния»), где работал с коллегами Эдгаром Яффе и Вернером Зомбартом. Научные интересы Вебера стали связаны с фундаментальными вопросами социологии и других общественных наук — его поздние работы представляют исключительный интерес для современных учёных. В 1904 году «Архив» опубликовал некоторые основополагающие работы Вебера, в том числе его самый известный труд — «Протестантская этика и дух капитализма».

Именно тогда был заложен фундамент его дальнейших изысканий, посвящённых воздействию культурных и религиозных факторов на формирование экономических институтов и систем. «Этика» стала единственным эссе Вебера того периода, которое было издано в формате книги при жизни социолога. Другие работы, написанные в первые пятнадцать лет XX века и вышедшие в свет уже после смерти автора, связаны с исследованиями в области социологии религии, социологии права и экономической социологии.

В 1904 году Вебер посетил Соединённые Штаты и принял участие в Конгрессе искусств и наук, приуроченном к Всемирной выставке в Сент-Луисе. Несмотря на частичное выздоровление, Вебер всё ещё не мог возобновить преподавание и продолжал исследования в качестве независимого учёного благодаря наследству, полученному в 1907 году. В 1909 году, разочаровавшись в деятельности Союза социальной политики, Вебер стал сооснователем и первым казначеем Германской социологический ассоциации. В 1912 году Вебер вышел из состава ассоциации и предпринял попытку создания политической партии левого крыла, которая объединила бы социал-демократов и либералов. Инициатива не увенчалась успехом, поскольку сторонники либеральной идеологии не разделяли революционных идеалов левых политиков

1. Бондарь, П. И. Политология: учеб.-метод. комплекс / И. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. - Минск: «Аверсэв», 2009. - 463 с.

2. Вебер М. Политические работы, 1895 – 1919 – М.: Праксис, 2003. – 422 с.

3. Дибиров А. Устарела ли концепция легитимности М. Вебера?// Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №3. - С. 258 – 268

4. Джон К. Богл. Битва за душу капитализма (The Battle for the Soul of Capitalism) Издательство Института Гайдара, 2011 г., 422 стр.

5. Мазарчук, Д. В. История политических и правовых учений : учебное пособие /Д. В. Мазарчук. -- Минск : ТетраСистемс, 2011. - 304 с.

6. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: Выш. шк., 2009. - 543 с.

7. Тавадов, Г.Т. Политология: учеб. пособие. / Г.Т. Товадов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 416.

8. Федотова В. Г., Кросс Ш. Православие, Вебер и новый русский капитализм//ОНС. - 2006. - №2. - С. 41 – 51.

9. Филиппов, А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности. Социологическое обозрение. 2008, т.7, №1, с 96-116.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Политология
2015 год 15 стр.
Реферат Модели социального государства
Nenazvanniy
Реферат Политология
2013 год 20 стр.
Реферат на тему: «Политическая система общества»
Telesammit
Реферат Политология
2016 год 19 стр.
Реферат Влияние политической культуры
diplomstud
Реферат Политология
2013 год 6 стр.
Реферат Молодежная политика и образование в России
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское