Актуальность темы исследования обусловлена тем, что благополучная, основанная на принципах равного уважения достоинства детей и взрослых, семья играет ключевую роль в формировании среды, комфортной и доброжелательной для жизни и развития детей.
Как отмечается в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, обеспечение благополучного и защищенного детства стало в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов России.
Вопросы улучшения положения детей и семей их воспитывающих, особенно семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, определения наиболее эффективных способов достижения детского и семейного благополучия находят отражение в законодательстве Российской Федерации, законодательстве субъектов Российской Федерации, а также деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Замещающие семьи часто сталкиваются с вопросами и проблемами воспитания и обучения детей после принятия их в семью. При внешнем порыве потенциальных приемных родителей к приему ребенка в семью, внутренне они зачастую не готовы к этому, наблюдается незнание особенностей развития депривированных детей-сирот и трудностей, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания приемных детей, неготовность самих детей к проживанию в семье.
Нередко важной проблемой становится информационная изолированность приемных семей, когда они боятся консультироваться со специалистом по семейным трудностям, замалчивают проблему или просто не знают, к кому обратиться. И это еще не все факторы, которые являются причинами увеличения количества возврата детей из приемных семей в детские дома.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ социальное сопровождение рассматривается как вид помощи семьям с детьми (статья 22).
Социальное сопровождение семей с детьми заключается в содействии в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам
Профилактика и раннее выявление детского и семейного неблагополучия, мобилизация возможностей для сохранения семейного окружения ребенка и активизации внутреннего потенциала семьи принадлежат к числу приоритетных задач государства.
О социальных, педагогических, психологических проблемах приёмной семьи написано много. История призрения детей, оставшихся без попечения родителей (Л.В. Бадя, А. М. Нечаева, М.В. Фирсов и др.); профилактика социального сиротства (Э.К. Бекова, И.Ю. Осипова и др.); воспитание детей-сирот, особенности формирования их личности (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.); методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (М.А. Галагузова, Т.Н. Поддубная, Е.Н. Рыбинский, Соколова и др.); воспитание детей в семьях усыновителей, опекунов, приемных родителей (Ж.А. Захарова, А.С. Спиваковская, А.Б. Холмогорова и др.) и сопровождение замещающих семей (В. Н. Ослон А. Б и Холмогорова, Е. А Брецких и др.).
Объект исследования – социальное сопровождение семей, усыновивших ребенка.
Предмет исследования – проблемы социального сопровождения семей, усыновивших ребенка.
Цель курсовой работы – исследование проблем социального сопровождения семей, усыновивших ребенка.
Задачи:
1) раскрыть понятие и правовую основу усыновления ребенка;
2) раскрыть сущность и этапы социального сопровождения приемных семей;
3) рассмотреть виды и формы социального сопровождения семей, усыновивших ребенка;
4) проанализировать процесс сопровождения ребенка, проживающего в замещающей семье;
5) исследовать процесс контроля и сопровождения семей после усыновления органами опеки и попечительства;
6) выявить проблемы и разработать меры по оптимизации социального сопровождения семей, усыновивших ребенка.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социального сопровождения семей, усыновивших ребенка
1.1 Понятие и правовая основа усыновления ребенка
Термин «усыновление» легально не определён ни в современном, ни в действовавшем ранее законодательстве. В доктрине также нет единого мнения относительно данного понятия. Для решения возникшего вопроса необходимо обратиться к позициям известных исследователей науки семейного права, что необходимо и для анализа правовой природы данного института.
С точки зрения Ю.Ф. Беспалова:
- усыновление представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- усыновление - факт, имеющий юридическое значение;
- усыновление выступает способом, применяемым судом для защиты прав и интересов ребёнка.
Двусмысленность этой позиции заключается в том, что существует множество способов защиты прав и интересов семьи, поэтому содержание усыновления можно охарактеризовать только как средство защиты, осуществляемое судом.
С точки зрения В. В. Рязанцева, усыновление - сложный правовой акт, отражающий волю будущих усыновителей, родителей, выразивших согласие, несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста, а также волю государства, подтвержденную решением суда. Это значит, что при отсутствии воли государства правоотношение по усыновлению не может возникнуть. Таким образом, содержание акта об усыновлении включает в себя решение суда в качестве необходимой части, а не только акт об усыновлении.
По словам Н. В. Летовой, нет необходимости выделять отдельный термин «усыновление". Оно должно пониматься в следующих смыслах:
- форма воспитания детей в приемной семье, обеспечивающая несовершеннолетнему условия жизни, аналогичные условиям жизни его детей. В этом определении подчеркивается главная цель усыновления: обеспечить в приемной семье условия, соответствующие близости между родителями и биологическими детьми.
- форма устройства детей, определение их юридической судьбы, что характеризуется деятельностью органов власти и суда;
- юридический факт, который устанавливается в судебном порядке и влечёт возникновение комплекса правоотношений, схожих с родительскими;
- система правоотношений, как усыновителей с усыновлёнными, так и с третьими лицами;
- комплексный институт законодательства, включающий нормы различных отраслей права, регулирующие отношения непосредственно по усыновлению, а также между самим несовершеннолетним, усыновителями и третьими лицами.
Неоднозначен в литературе и вопрос, касающийся правовой природы правоотношений, складывающихся между усыновителями и несовершеннолетними детьми. Известна точка зрения, основывающаяся на тождественности отношений усыновителей и усыновлённых с родственными отношениями между родителями и кровными детьми. Эти взаимоотношения предполагают наличие «бессознательной любви», какая обыкновенно существует в семье.
Приверженцы иной позиции, например, С.А. Муратова, Л.М. Пчелинцева, считают, что акт усыновления в юридическом смысле приравнен к рождению ребёнка - данные правоотношения эквивалентны родительским с социальной точки зрения. А.М. Нечаева отмечает, что усыновление представляет собой акт, влекущий возникновение прав и обязанностей, тождественных родительским, на основании закона. Однако, по мнению М.В. Антокольской, следует отметить, что фактические отношения между усыновителями и детьми могут быть отличны от родительских, например, когда ребёнок знает о своём усыновлении.
Другая точка зрения заключается в том, что хотя усыновление и порождает отношения, похожие на родство, но они не являются родственными. Суть этой позиции в том, что отношения воспитания характеризуются происхождением людей друг от друга, что приводит к родственным отношениям, чего нельзя сказать об отношениях, которые развиваются при усыновлении. Например, по мнению Г. Ф. Шершеневича, усыновление - это всего лишь подражание семье, признание правового положения детей-иностранцев. Согласен с этим выводом и Л. тис. Михеева: зарождающаяся юридическая связь между усыновителями и усыновленными лишь напоминает о связи между родителями и кровными детьми.
Другая позиция, отраженная в литературе, заключается в том, что правоотношения усыновления - это правоотношения особого типа, хотя и близкие к отношениям воспитания. По мнению Е. Н. Матвеевой, усыновление предполагает единый вид правоотношения, в субъективном составе которого-основания возникновения, прекращения и содержания правовых связей приемных родителей и несовершеннолетних детей, которые не совпадают с родительскими правоотношениями.
Н. И. Батурин придерживается интересной точки зрения: семейные правоотношения, порожденные усыновлением, совершенно самостоятельны, не тождественны отношениям воспитания, а также отношениям воспитания и содержания детей - это отношения «квази-воспитания». Аргументы сторонников этой позиции состоят в том, что правоотношения родителей и детей отличаются от тех отношений, которые возникают при усыновлении по основаниям и моментам возникновения, прекращения, порядка восстановления родительских прав.
Кроме того, отношения регулируются различными документами. Для отмены усыновления не обязательно наличие вины усыновителя; такая отмена лишает усыновителей и усыновленных права наследования друг за другом. Родители могут быть лишены родительских прав судом за виновное поведение, а право детей на наследование после родителей не прекращается лишением родительских прав. Даже если родители были лишены родительских прав, закон предусматривает возможность выздоровления, что не относится к приемным родителям. Кроме того, усыновителям запрещено усыновлять детей в будущем, если усыновление было отменено по их вине.
Следует отметить позицию М. В. Антокольской, которая справедливо считает, что правовые основы отношений родителей и детей близки к правовым основам усыновления. В наше время родителями могут быть признаны люди, не имеющие генетической связи с ребенком (в случае искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, признания себя отцом ребенка, которого на самом деле нет, и никто не знает). Поэтому родительские отношения не обязательно основаны на факте инбридинга.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в законодательстве и в литературе нет юридического определения усыновления. Большинство юристов понимают усыновление как юридический факт или форму устройства детей, лишенных родительской опеки. Также отсутствие единства и взглядов относительно того, какие отношения возникают между усыновителями и усыновленными.
Обобщая всё вышесказанное, следует отметить, что как социально-правовой институт усыновление окончательно сложилось в России к XIX веку, получив полноценную правовую регламентацию, а также общественное и государственное признание. В разные исторические периоды развития России отношение к институту усыновления было неоднозначным и довольно противоречивым: законодательно устанавливались различные ограничения и запреты определённого характера, связанные с данным институтом, он был даже отменён (1918-1926 гг.), правда, не насовсем.
Несмотря на это, институт усыновления все еще существует как один из старейших. Именно такая форма, которая в современных правовых системах является наиболее приемлемой для детей, оставшихся без родителей, у сирот есть возможность найти настоящую семью. Благодаря этому институту нормализуется социальное положение в стране, что в значительной степени связано с большим количеством брошенных детей, которые, к сожалению, все еще существуют.
1. Анитонов, А.И. Снижается ли ценность детей / А.И. Антонов // Рождаемость: известное и неизвестное. М’., 2012. – С. 47-62
2. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / М.В. Антокольская - М.: Юристъ, 2002. – 171 с.
3. Буянова Е.В. Понятие и правовая природа усыновления в Российской Федерации / Е.В. Буянова // Евразийский юридический журнал. – 2013. - № 10 (65). С. 1.
4. В класс пришел приемный ребенок / Людмила Петрановская / М.: ООО «Издательство АСТ», 2017. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фабер, Э. Мазлиш – Москва: Эксмо, 2013.
5. Книга жизни / авт.-сост.: Александра Герасимова. – Благотворительный фонд «Дети наши», ООО «ИПК Парето-Принт». Методические материалы по модели сопровождения замещающих семей: методическое пособие / авт.-сост. И.В. Татаурова, А.Н. Язовских, И.В. Маевская – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2016. – 200 с.
6. Методические материалы для специалистов служб сопровождения замещающих семей: Методическое пособие / авт.-сост. А.С. Мелях, Н.Л. Хейфец. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2017. – 52 с.
7. Не упускайте своих детей / Габор Мате, Гордон Ньюфельд / Перевод Е. Петровой, А. Абрамовой, Б. Шапиро. – 3-е изд., доп. – М.: Ресурс, 2017. – 384 с.
8. Опыт внедрения модели сопровождения принимающих семей / Кознева И.В., Рыжакова С.В., Яремчук Т.И. /под ред. Н.А. Цветковой. - Псков: Псков: ООО «Логос», 2015. - 110 с.
9. Ослон В.Н Жизнеустройство детей-сирот профессиональная замещающая семья. - М.:Генезис, 2015. - 368 с.
10. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. С. 79-90
11. Отделкина Т.Н. Проблемы социальной работы в системе сопровождения замещающих семей // Специфика профессиональной деятельности социальных работников. – Н. Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2015. – С. 321- 325.
12. Паршукова К.Ю. Общая характеристика отношений, порождаемых усыновлением, и их правовая природа // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 2.
13. Петрановская Л. Дитя двух семей: Книга для приёмных родителей. – М.: Студио-Диалог, 2012. - 81 с.
14. Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых / Дебора Макнамара / Перевод Н. Шостаковой. – М.: Ресурс, 2016. – 320 с.
15. Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности Гордона Ньюфелда / Дагмар Нойброннер / Перевод с нем. А. Будницкой. – М.: Ресурс, 2015. – 136 с.
16. Права детей и профилактика насилия в замещающих семьях / Цветкова Н.А., Колесникова Н.Е., Турлевич И.Н., Федорова Т.А. / под ред. Н.А. Цветковой Серия «Проблемный обучающий семинар-практикум». - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2011. – 140 с.
17. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка / М.В. Капилина (Пичугина), Т.Д. Панюшева – М.: Никеа, 2015.
18. Сопровождение замещающих семей: рекомендации для специалистов / А. Н. Попыловских, И. В. Маевская, И. В. Татаурова, О. А. Старицина. – Екатеринбург VIP-Урал, 2012. – 84 с.
19. Социальное сопровождение семей с детьми / Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
20. Татаринцева Е.А. Конституционные гарантии защиты права усыновлённого ребёнка на гражданство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.А. Татаринцева // Российская юстиция. – Москва, 2015. - № 2.
21. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка / Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов – АСТ, Москва, 2015.
22. Токарская, Л. В. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей : [учеб. пособие] / Л. В. Токарская ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 136 с.
23. Хребтов, В. Большинство российских детдомов в ближайшие годы закроются, заявил Астахов, ИТАР-ТАСС (28 февраля 2015)
24. Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред. В.И. Слободчикова, В.К. Зарецкого. Вып. 2. – М.,2014. С. 49 – 53.
25. Цветкова Н.А. Проблемное поле деятельности психолога в системе социального обслуживания //Учёные записки РГСУ. - 2008. - №4. - С.85-91.
26. Чашкова С.Ю. Теория и практика международного усыновления // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 5. - С. 13-17.
27. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография. - М.: Прометей (МГПУ), 2013. – 188 с.
28. Шмидт, Виктория./ Какие формы устройства детей в семью эффективны?// Анализ устройства детей в семью(6 августа 2015)