Курсовая работа|Семейное право

Проблема социального сопровождения семей с детьми

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Solnze

Год: 2020 | Страниц: 37

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты социального сопровождения семей, усыновивших ребенка

1.1 Понятие и правовая основа усыновления ребенка

1.2 Сущность и этапы социального сопровождения приемных семей

1.3 Виды и формы социального сопровождения семей, усыновивших ребенка

Глава 2. Анализ проблем социального сопровождения семей, усыновивших ребенка

2.1 Сопровождение ребенка, проживающего в замещающей семье

2.2 Контроль и сопровождение семей после усыновления органами опеки и попечительства

2.3 Проблемы и меры оптимизации социального сопровождения семей, усыновивших ребенка

Заключение

Список литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что благополучная, основанная на принципах равного уважения достоинства детей и взрослых, семья играет ключевую роль в формировании среды, комфортной и доброжелательной для жизни и развития детей.

Как отмечается в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, обеспечение благополучного и защищенного детства стало в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов России.

Вопросы улучшения положения детей и семей их воспитывающих, особенно семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, определения наиболее эффективных способов достижения детского и семейного благополучия находят отражение в законодательстве Российской Федерации, законодательстве субъектов Российской Федерации, а также деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Замещающие семьи часто сталкиваются с вопросами и проблемами воспитания и обучения детей после принятия их в семью. При внешнем порыве потенциальных приемных родителей к приему ребенка в семью, внутренне они зачастую не готовы к этому, наблюдается незнание особенностей развития депривированных детей-сирот и трудностей, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания приемных детей, неготовность самих детей к проживанию в семье.

Нередко важной проблемой становится информационная изолированность приемных семей, когда они боятся консультироваться со специалистом по семейным трудностям, замалчивают проблему или просто не знают, к кому обратиться. И это еще не все факторы, которые являются причинами увеличения количества возврата детей из приемных семей в детские дома.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ социальное сопровождение рассматривается как вид помощи семьям с детьми (статья 22).

Социальное сопровождение семей с детьми заключается в содействии в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам

Профилактика и раннее выявление детского и семейного неблагополучия, мобилизация возможностей для сохранения семейного окружения ребенка и активизации внутреннего потенциала семьи принадлежат к числу приоритетных задач государства.

О социальных, педагогических, психологических проблемах приёмной семьи написано много. История призрения детей, оставшихся без попечения родителей (Л.В. Бадя, А. М. Нечаева, М.В. Фирсов и др.); профилактика социального сиротства (Э.К. Бекова, И.Ю. Осипова и др.); воспитание детей-сирот, особенности формирования их личности (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.); методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (М.А. Галагузова, Т.Н. Поддубная, Е.Н. Рыбинский, Соколова и др.); воспитание детей в семьях усыновителей, опекунов, приемных родителей (Ж.А. Захарова, А.С. Спиваковская, А.Б. Холмогорова и др.) и сопровождение замещающих семей (В. Н. Ослон А. Б и Холмогорова, Е. А Брецких и др.).

Объект исследования – социальное сопровождение семей, усыновивших ребенка.

Предмет исследования – проблемы социального сопровождения семей, усыновивших ребенка.

Цель курсовой работы – исследование проблем социального сопровождения семей, усыновивших ребенка.

Задачи:

1) раскрыть понятие и правовую основу усыновления ребенка;

2) раскрыть сущность и этапы социального сопровождения приемных семей;

3) рассмотреть виды и формы социального сопровождения семей, усыновивших ребенка;

4) проанализировать процесс сопровождения ребенка, проживающего в замещающей семье;

5) исследовать процесс контроля и сопровождения семей после усыновления органами опеки и попечительства;

6) выявить проблемы и разработать меры по оптимизации социального сопровождения семей, усыновивших ребенка.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты социального сопровождения семей, усыновивших ребенка

1.1 Понятие и правовая основа усыновления ребенка

Термин «усыновление» легально не определён ни в современном, ни в действовавшем ранее законодательстве. В доктрине также нет единого мнения относительно данного понятия. Для решения возникшего вопроса необходимо обратиться к позициям известных исследователей науки семейного права, что необходимо и для анализа правовой природы данного института.

С точки зрения Ю.Ф. Беспалова:

- усыновление представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- усыновление - факт, имеющий юридическое значение;

- усыновление выступает способом, применяемым судом для защиты прав и интересов ребёнка.

Двусмысленность этой позиции заключается в том, что существует множество способов защиты прав и интересов семьи, поэтому содержание усыновления можно охарактеризовать только как средство защиты, осуществляемое судом.

С точки зрения В. В. Рязанцева, усыновление - сложный правовой акт, отражающий волю будущих усыновителей, родителей, выразивших согласие, несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста, а также волю государства, подтвержденную решением суда. Это значит, что при отсутствии воли государства правоотношение по усыновлению не может возникнуть. Таким образом, содержание акта об усыновлении включает в себя решение суда в качестве необходимой части, а не только акт об усыновлении.

По словам Н. В. Летовой, нет необходимости выделять отдельный термин «усыновление". Оно должно пониматься в следующих смыслах:

- форма воспитания детей в приемной семье, обеспечивающая несовершеннолетнему условия жизни, аналогичные условиям жизни его детей. В этом определении подчеркивается главная цель усыновления: обеспечить в приемной семье условия, соответствующие близости между родителями и биологическими детьми.

- форма устройства детей, определение их юридической судьбы, что характеризуется деятельностью органов власти и суда;

- юридический факт, который устанавливается в судебном порядке и влечёт возникновение комплекса правоотношений, схожих с родительскими;

- система правоотношений, как усыновителей с усыновлёнными, так и с третьими лицами;

- комплексный институт законодательства, включающий нормы различных отраслей права, регулирующие отношения непосредственно по усыновлению, а также между самим несовершеннолетним, усыновителями и третьими лицами.

Неоднозначен в литературе и вопрос, касающийся правовой природы правоотношений, складывающихся между усыновителями и несовершеннолетними детьми. Известна точка зрения, основывающаяся на тождественности отношений усыновителей и усыновлённых с родственными отношениями между родителями и кровными детьми. Эти взаимоотношения предполагают наличие «бессознательной любви», какая обыкновенно существует в семье.

Приверженцы иной позиции, например, С.А. Муратова, Л.М. Пчелинцева, считают, что акт усыновления в юридическом смысле приравнен к рождению ребёнка - данные правоотношения эквивалентны родительским с социальной точки зрения. А.М. Нечаева отмечает, что усыновление представляет собой акт, влекущий возникновение прав и обязанностей, тождественных родительским, на основании закона. Однако, по мнению М.В. Антокольской, следует отметить, что фактические отношения между усыновителями и детьми могут быть отличны от родительских, например, когда ребёнок знает о своём усыновлении.

Другая точка зрения заключается в том, что хотя усыновление и порождает отношения, похожие на родство, но они не являются родственными. Суть этой позиции в том, что отношения воспитания характеризуются происхождением людей друг от друга, что приводит к родственным отношениям, чего нельзя сказать об отношениях, которые развиваются при усыновлении. Например, по мнению Г. Ф. Шершеневича, усыновление - это всего лишь подражание семье, признание правового положения детей-иностранцев. Согласен с этим выводом и Л. тис. Михеева: зарождающаяся юридическая связь между усыновителями и усыновленными лишь напоминает о связи между родителями и кровными детьми.

Другая позиция, отраженная в литературе, заключается в том, что правоотношения усыновления - это правоотношения особого типа, хотя и близкие к отношениям воспитания. По мнению Е. Н. Матвеевой, усыновление предполагает единый вид правоотношения, в субъективном составе которого-основания возникновения, прекращения и содержания правовых связей приемных родителей и несовершеннолетних детей, которые не совпадают с родительскими правоотношениями.

Н. И. Батурин придерживается интересной точки зрения: семейные правоотношения, порожденные усыновлением, совершенно самостоятельны, не тождественны отношениям воспитания, а также отношениям воспитания и содержания детей - это отношения «квази-воспитания». Аргументы сторонников этой позиции состоят в том, что правоотношения родителей и детей отличаются от тех отношений, которые возникают при усыновлении по основаниям и моментам возникновения, прекращения, порядка восстановления родительских прав.

Кроме того, отношения регулируются различными документами. Для отмены усыновления не обязательно наличие вины усыновителя; такая отмена лишает усыновителей и усыновленных права наследования друг за другом. Родители могут быть лишены родительских прав судом за виновное поведение, а право детей на наследование после родителей не прекращается лишением родительских прав. Даже если родители были лишены родительских прав, закон предусматривает возможность выздоровления, что не относится к приемным родителям. Кроме того, усыновителям запрещено усыновлять детей в будущем, если усыновление было отменено по их вине.

Следует отметить позицию М. В. Антокольской, которая справедливо считает, что правовые основы отношений родителей и детей близки к правовым основам усыновления. В наше время родителями могут быть признаны люди, не имеющие генетической связи с ребенком (в случае искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, признания себя отцом ребенка, которого на самом деле нет, и никто не знает). Поэтому родительские отношения не обязательно основаны на факте инбридинга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в законодательстве и в литературе нет юридического определения усыновления. Большинство юристов понимают усыновление как юридический факт или форму устройства детей, лишенных родительской опеки. Также отсутствие единства и взглядов относительно того, какие отношения возникают между усыновителями и усыновленными.

Обобщая всё вышесказанное, следует отметить, что как социально-правовой институт усыновление окончательно сложилось в России к XIX веку, получив полноценную правовую регламентацию, а также общественное и государственное признание. В разные исторические периоды развития России отношение к институту усыновления было неоднозначным и довольно противоречивым: законодательно устанавливались различные ограничения и запреты определённого характера, связанные с данным институтом, он был даже отменён (1918-1926 гг.), правда, не насовсем.

Несмотря на это, институт усыновления все еще существует как один из старейших. Именно такая форма, которая в современных правовых системах является наиболее приемлемой для детей, оставшихся без родителей, у сирот есть возможность найти настоящую семью. Благодаря этому институту нормализуется социальное положение в стране, что в значительной степени связано с большим количеством брошенных детей, которые, к сожалению, все еще существуют.

1. Анитонов, А.И. Снижается ли ценность детей / А.И. Антонов // Рождаемость: известное и неизвестное. М’., 2012. – С. 47-62

2. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / М.В. Антокольская - М.: Юристъ, 2002. – 171 с.

3. Буянова Е.В. Понятие и правовая природа усыновления в Российской Федерации / Е.В. Буянова // Евразийский юридический журнал. – 2013. - № 10 (65). С. 1.

4. В класс пришел приемный ребенок / Людмила Петрановская / М.: ООО «Издательство АСТ», 2017. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фабер, Э. Мазлиш – Москва: Эксмо, 2013.

5. Книга жизни / авт.-сост.: Александра Герасимова. – Благотворительный фонд «Дети наши», ООО «ИПК Парето-Принт». Методические материалы по модели сопровождения замещающих семей: методическое пособие / авт.-сост. И.В. Татаурова, А.Н. Язовских, И.В. Маевская – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2016. – 200 с.

6. Методические материалы для специалистов служб сопровождения замещающих семей: Методическое пособие / авт.-сост. А.С. Мелях, Н.Л. Хейфец. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2017. – 52 с.

7. Не упускайте своих детей / Габор Мате, Гордон Ньюфельд / Перевод Е. Петровой, А. Абрамовой, Б. Шапиро. – 3-е изд., доп. – М.: Ресурс, 2017. – 384 с.

8. Опыт внедрения модели сопровождения принимающих семей / Кознева И.В., Рыжакова С.В., Яремчук Т.И. /под ред. Н.А. Цветковой. - Псков: Псков: ООО «Логос», 2015. - 110 с.

9. Ослон В.Н Жизнеустройство детей-сирот профессиональная замещающая семья. - М.:Генезис, 2015. - 368 с.

10. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. С. 79-90

11. Отделкина Т.Н. Проблемы социальной работы в системе сопровождения замещающих семей // Специфика профессиональной деятельности социальных работников. – Н. Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2015. – С. 321- 325.

12. Паршукова К.Ю. Общая характеристика отношений, порождаемых усыновлением, и их правовая природа // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 2.

13. Петрановская Л. Дитя двух семей: Книга для приёмных родителей. – М.: Студио-Диалог, 2012. - 81 с.

14. Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых / Дебора Макнамара / Перевод Н. Шостаковой. – М.: Ресурс, 2016. – 320 с.

15. Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности Гордона Ньюфелда / Дагмар Нойброннер / Перевод с нем. А. Будницкой. – М.: Ресурс, 2015. – 136 с.

16. Права детей и профилактика насилия в замещающих семьях / Цветкова Н.А., Колесникова Н.Е., Турлевич И.Н., Федорова Т.А. / под ред. Н.А. Цветковой Серия «Проблемный обучающий семинар-практикум». - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2011. – 140 с.

17. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка / М.В. Капилина (Пичугина), Т.Д. Панюшева – М.: Никеа, 2015.

18. Сопровождение замещающих семей: рекомендации для специалистов / А. Н. Попыловских, И. В. Маевская, И. В. Татаурова, О. А. Старицина. – Екатеринбург VIP-Урал, 2012. – 84 с.

19. Социальное сопровождение семей с детьми / Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.

20. Татаринцева Е.А. Конституционные гарантии защиты права усыновлённого ребёнка на гражданство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.А. Татаринцева // Российская юстиция. – Москва, 2015. - № 2.

21. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка / Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов – АСТ, Москва, 2015.

22. Токарская, Л. В. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей : [учеб. пособие] / Л. В. Токарская ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 136 с.

23. Хребтов, В. Большинство российских детдомов в ближайшие годы закроются, заявил Астахов, ИТАР-ТАСС (28 февраля 2015)

24. Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред. В.И. Слободчикова, В.К. Зарецкого. Вып. 2. – М.,2014. С. 49 – 53.

25. Цветкова Н.А. Проблемное поле деятельности психолога в системе социального обслуживания //Учёные записки РГСУ. - 2008. - №4. - С.85-91.

26. Чашкова С.Ю. Теория и практика международного усыновления // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 5. - С. 13-17.

27. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография. - М.: Прометей (МГПУ), 2013. – 188 с.

28. Шмидт, Виктория./ Какие формы устройства детей в семью эффективны?// Анализ устройства детей в семью(6 августа 2015)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Семейное право
2014 год 26 стр.
Курсовая Семейное право
diplomstud
Курсовая работа Семейное право
2018 год 30 стр.
Курсовая на тему: «Раздел общего имущества супругов»
Telesammit
Курсовая работа Семейное право
2012 год 33 стр.
Курсовая Содержание детей в детских учреждениях
Telesammit
Курсовая работа Семейное право
2014 год 46 стр.
Курсовая Пособие гражданам, имеющим детей
Курсовая работа Семейное право
2014 год 22 стр.
Курсовая Правовая охрана и защита прав на тайну усыновления

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское