Курсовая работа|Финансовое право

Организационно-правовые формы и методы финансового контроля

Ранхигс алтайский филиал 2020 год
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: 5fab9333ccec3

Год: 2020 | Страниц: 32

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

Глава 1. Формы финансового контроля: организационно-правовые основы

1.1. Понятие и система форм финансового контроля

1.2. Государственный финансовый контроль как основная форма

Глава 2. Методы финансового контроля

2.1. Понятие и система методов финансового контроля

2.2. Проверка и ревизия как основные методы государственного финансового контроля

Заключение

Список использованных источников и литературы

Актуальность темы.

В отличие от советского периода развития отечественной экономики и финансовых отношений на современном этапе неотъемлемой составной частью финансовой деятельности российского государства, его субъектов и муниципальных образований выступает финансовый контроль. В научной литературе его характеризуют как «ключевой институт финансового права» .

Расходование публично-правовыми образованиями финансовых ресурсов для реализации государственных функций и задач невозможно без осуществления надлежащего контроля за законностью, обоснованностью, целесообразностью их использования .

В мировой практике сложилось несколько моделей осуществления финансового контроля: административная, парламентская, смешанная. В Российской Федерации основополагающим видом финансового контроля является парламентский, осуществляемый Счетной палатой РФ.

В тоже время в дополнение к вышеуказанному виду в России развивается государственный финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, в том числе федеральными. В Российской Федерации к таковым следует отнести, прежде всего, Министерство финансов РФ и подведомственные ей Федеральное Казначейство, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу и Федеральную службу по финансовому мониторингу. В системе финансового контроля особое значение отводится бюджетному контролю за расходованием бюджетных средств органами исполнительной власти всех трех: федеральными, региональными и местными.

В тоже время результаты работы органов финансового контроля, роль их в совершенствовании финансовой деятельности российского государства в научной литературе оценены не однозначно. Так, например, А.Г. Лукин отмечает, что информация, которой они располагают, к сожалению, остается невостребованной . В своем исследовании И. Г. Львова критикуя государственный финансовый контроль за преобладание в нем констатирующей функции, не вносит каких-либо предложений по преодолению таких российских проблем как нецелевое расходование денежных средств и срыв государственных программ из-за неосвоения выделенных на их реализацию средств . В тоже время, в науке финансового права увеличивается количество трудов, посвященных средствам обеспечения бюджетной и финансовой безопасности, и в качество основного называются методы финансового контроля .

Актуальность рассматриваемой темы была подчеркнута на дискуссионных площадках XXIII – го Конгресса Международной организации высших органов финансового контроля, проходившего в г. Москва с 23 по 28 сентября 2019 года, в работе которого активное участие принял Президент РФ . На полях данной конференции В.В. Путин подчеркнул особую роль финансового контроля и, прежде всего, национальных счетных палат в социально-экономическом развитии конкретного государства, корректировке государственного управления с учетом рационального и эффективного использования бюджетных средств .

В рамках понятийного аппарата исследуемой темы также можно выделить отдельные методологические и теоретические проблемы, например, соотношение категории «форма финансового контроля» с его видами и методами. Распространенной практикой и в учебной и в научной литературе является отождествление данных терминов.

Таким образом, следует отметить, что актуальность выбранной темы к исследованию имеет теоретико-прикладной характер.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации отдельных форм и методов финансового контроля, предметом выступают правовые нормы, учебная и научная литература, результаты осуществления финансового контроля в России.

Таким образом, цель исследования - определить организационно-правовые формы и методы финансового контроля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и систему форм финансового контроля.

2. Охарактеризовать государственный финансовый контроль как основную форму.

3. Провести обзор понятия и системы методов финансового контроля.

4. Осуществить сравнительную характеристику проверки и ревизии как основных методов финансового контроля.

В рамках методологической основы исследования использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, логические методы.

Структура курсовой работы определена ее целью и задачами. В работе имеется введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Глава 1. Формы финансового контроля: организационно-правовые основы

1.1. Понятие и система форм финансового контроля

Правовую основу организации финансового контроля в России, определения форм его проведения и выбора методов составляют нормативно-правовые акты всех трех уровней: федерального, регионального и местного. Это связано с тем, что финансовая деятельность осуществляется по всей вертикали публичной власти, и прежде всего, в рамках бюджетного процесса.

Базовым (ведущим) в данной системе законодательства РФ о формах и методах финансового контроля является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ, БК РФ).

Данный федеральный законодательный акт закрепляет не только принципы российского бюджетного процесса, механизм разработки, принятия и исполнения бюджета, но и виды и методы осуществления финансового контроля. В действующем Бюджетном Кодексе РФ отсутствует понятие «форма» финансового контроля. В современной науке финансового права также произошло смешение употребления понятий: «форма» и «вид» финансового контроля.

Практически в научной и учебной литературе отсутствует разъяснение термина «форма финансового контроля». При этом в отдельных исследованиях представителей данной отрасли права указывается, что эффективность данного вида контроля «в финансово-бюджетной сфере во многом зависит от правильного выбора его видов, форм и методов» . Как видим, авторы данных высказываний настаивают на необходимости различать данные финансово-правовые термины. Все те же исследователи (А.Ю. Ильин, О.Е. Царева, С.А. Андреев) под формой финансового контроля предлагает понимать проверку и ревизию , что традиционно в финансовом праве как отрасли права рассматриваются как основные методы данного вида контроля. Другой автор (И.Б. Лагутин) в своем научной исследовании формы финансового контроля уже отождествляет с видом .

Таким образом, до сих пор не решена проблема терминологического ряда финансового контроля по вопросу соотношения понятий: форма, вид и метод.

Думается, что следует различать данные понятия, но при этом достаточно трудно определить критерии этих отличительных признаков. Форма финансового контроля - это некое пограничное понятие между видом и методом, по сути, обобщающее алгоритм реализации на практике определенного вида финансового контроля, облачение его в правовую форму и наделения полномочиями по его реализации отдельных государственных и местных органов власти.

На современном этапе развития финансового права следует выделить две формы финансового контроля: государственный и общественный. Конечно же, неотъемлемым элементом осуществления финансовой деятельности в России является создание в России системы органов власти, для которых реализация финансового контроля является основным направлением деятельности.

Помимо государственного контроля в современной России отмечается значимость общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов власти. В настоящее время в науке финансового права и российской деятельности только формируется мнение о месте и роли такой формы финансового контроля как общественная. Бесспорно, значимость указанной формы заключается в том, что граждане, их общественные объединения вовлекаются к осуществлению внешней оценки финансовой деятельности государственных и муниципальных органов, рациональности и эффективности расходования бюджетных средств. Активное участие общественности в данной деятельности будет способствовать установлению принципа законности, финансовой дисциплины, прозрачности, прежде всего, указанных выше средств, контроль за которыми составляет основную цель и задачу финансового контроля .

В тоже время следует констатировать, что роль общественности в осуществлении финансового контроля в России в настоящее время достаточно низка. Редко когда представители общественности привлекаются для получения объективной независимой оценки государственного органа или органа местного самоуправления именно по вопросам соблюдения финансовой дисциплины . Следует поддержать мнение А.А. Ельцина о том, что в рамках совершенствования финансового контроля в Российской Федерации необходимо развивать государственно-общественное партнерство .

Так О.А. Абрамов, А.А. Жемчужников выделяют несколько форм такого взаимодействия государства, муниципалитетов и институтов гражданского общества по осуществлению общественного финансового контроля, например, деятельность общественных инспекторов и экспертов, в том числе проведение ими общественного мониторинга и общественного обсуждения финансовой деятельности конкретных субъектов .

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - 04.08. - № 31. - Ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.

3. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

5. Закон Алтайского края от 10.10.2011 № 123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края» //Алтайская правда . - 2011. - № 316. - 13.10.

6. Закон Камчатского края от 04.05.2008 № 55 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края» // Официальные ведомости. - 2008. - № 73 - 74.

7. О Федеральной таможенной службе (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»): постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 38. - Ст. 4823.

8. О Федеральном казначействе: постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703// Рос. газета. - 2004.- № 272. - 08.12.

9. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 40. - ст. 3961.

10. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу»): указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131097/(дата обращения 27.08.2019).

Учебная и научная литература

11. Абрамов, О.А. Общественный контроль как вид финансового контроля. Его место в системе финансового управления / О.А. Абрамов, А.А. Жемчужников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2016. - № 4 (39). - С. 21 - 25.

12. Барашов, Э.А. Финансовый контроль за использованием средств публично-правовых образований / Э.А. Барашов // Финансовое право. - 2017. - № 8. - С. 36 - 38.

13. Беликов, А. П. К вопросу о методах государственного финансового контроля/ А. П. Беликов // Бизнес в законе. - 2008. - № 3. - С. 155-157.

14. Бобыр, С. И. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности промышленных предприятий: учебник/ С.И. Бобыр. - М.: Высшая школа. 1975. 392с.

15. Бурдонова, О.В. Значение общественного финансового контроля в системе государственного управления / О.В. Бурдонова // Современное право. -2017. - № 11. - С. 10 - 14.

16. Воробьева, А.Г. Социальный контроль как фактор повышения эффективности деятельности полиции (на примере Московской области): Автореф. Дисс. ... канд. социолог. наук: 22.00.08 / А.Г. Воробьева - М., 2013.

17. Гварлиани, Т. Е. Исследование методологии финансового контроля / Т. Е. Гварлиани, С. В. Черемшанов // Аудит и финансовый анализ. - 2003. - № 4. - С. 5-17.

18. Десятых, П.В. Организация и правовое обеспечение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.11/ П.В. Десятых. - М., 2009. – 24с.

19. Додонов, В.Н. и др. Большой юридический словарь / В.Н. Дронов, В.Д. Ермаков, М.Крылова. – М., 2015. – 346с.

20. Ельцин, А.А. Создание системы государственно-общественного партнерства как механизма совершенствования финансового контроля в Российской Федерации / А.А. Ельцин// Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. -№ 57. - С. 175 - 183.

21. Звонарева, А.Ю. Общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел/ А.Ю. Звонарева// Вестник Московского университета МВД России. – 2014. - № 9. – С.224 – 226.

22. Ильин, А.Ю. Виды, формы и методы государственного финансового контроля в бюджетной сфере / О.Е.Царева, С.А. Андреев // Финансовое право. - 2016. - № 5. - С. 24 - 31.

23. Ильин, А. Ю. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата /А. Ю. Ильин, М. Н. Кобзарь-Фролова, И. Г. Ленева, В. А. Яговкина; под ред. А. Ю. Ильина. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – 367с.

24. Колесников, С. И. О главных методах финансового контроля// Финансы и кредит. - 2011. - № 36 (468). - С. 60-64.

25. Контроль и ревизия: учеб. пособие / под ред. М. Ф. Овсийчук. - М.: КНОРУС. 2005. -224с.

26. Лагутин, И.Б. Виды, формы и методы финансового контроля: общие вопросы теории и практика правового регулирования на региональном уровне / И.Б. Лагутин// Российская юстиция. - 2012. - № 6. - С. 10 - 14.

27. Лукин, А.Г. Организация внешнего государственного финансового контроля в РФ: теория и практика / А.Г. Лукин // Российское предпринимательство. - 2014. - № 18. - C. 123–138.

28. Лукин, А.Г. Основные проблемы государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью в Российской Федерации/ А.Г. Лукин//Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 5 (365). - С.32.

29. Львова, И. Г. К вопросу о классификации видов финансового контроля / И.Г. Львова //Сибирское юридическое образование. -2014. – № 4 (25). – С. 41-44.

30. Мельник М.В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль: учебник / под ред. М. В. Мельник. М.: КНОРУС. 2009. - 520с.

31. Мигачев, Ю.И. Теоретико-правовые основы государственного контроля (административные и финансовые аспекты) / Ю.И. Мигачев, И.А. Муравьев // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 3. - С. 79 - 86.

32. Митрофанов, В. М. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности предприятий: учебник. М.: Финансы. 1971. - 279с.

33. Социальное управление. Словарь. - Издательство: «Издательство МГУ» , 2012. – 435с.

34. Федчишин, Ю.И. Контроль и ревизия. Курс лекций [Электронный ресурс]. – Ярославль, ЯФ МЭСИ. - Ярославль: ЯФ МЭСИ, 2013. - 100с.

35. Финансовое право России: учебник / Крохина Ю.А.,- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 458с.

36. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. С. В. Запольского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. – 378с.

37. Финансовое право: учебник для прикладного бакалавриата / Е. М. Ашмарина [и др.] ; под редакцией Е. М. Ашмариной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 478с.

38. Шохин, С.О. Современные инструменты и технологии государственного внутреннего контроля / С.О. Шохин// Российская юстиция. - 2017. - № 11. - С. 2 - 4.

39. Долматова, Н.Г. Бюджетные риски на стадии исполнения бюджетов // Финансовое право. - 2019. - № 7. - С. 28 – 30.

40. Саттарова, Н.А. Процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности России // Финансовое право. - 2017. - № 4. - С. 22 – 23.

41. Новиков, Ю. И. Ревизия как основной метод финансового контроля / Ю. И. Новиков, Д. С. Ивлева //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. №4 (15) октябрь - декабрь. URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00628.pdf. - ISSN 2413-4066 (дата обращения 29.09.2019).

42. Шенгелиа, Г. А. Ревизия как основной метод финансового контроля деятельности образовательных организаций высшего образования: особенности правового регулирования//Актуальные проблемы российского права. - 2019.- № 1 (98). - С.88-95.

Интернет-ресурсы:

43. Конгресс Международной организации высших органов финансового контроля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61641 (дата обращения 27.09.2019).

44. Основные принципы формирования бюджета Алтайского края обсудили с главами муниципалитетов URL: http://www.akzs.ru/news/main/2019/10/03/18553/ (дата обращения 03.10.2019).

45. Счетная палата выявила отсутствие системной работы по завершению бюджетных строек в России URL: https://tass.ru/ekonomika/6957925(дата обращения 03.10.2019).

46. Счетная палата нашла проблемы по сокращению долгостроев в России URL: https://yandex.ru/news/story/ (дата обращения 03.10.2019).

47. Счетная палата оценила эффективность финансовой политики в Алтайском крае URL: https://politsib.ru/news/16198-103026 (дата обращения 03.10.2019).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Финансовое право
2016 год 35 стр.
Курсовая Понятие, особенности, субъекты бюджетных правоотношений
Telesammit
Курсовая работа Финансовое право
2016 год 35 стр.
Курсовая Государственный финансовый контроль в Российской Федерации
Telesammit
Курсовая работа Финансовое право
2015 год 29 стр.
Курсовая Мошенничество с использованием платежных карт

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское