Введение
Глава 1. Формы финансового контроля: организационно-правовые основы
1.1. Понятие и система форм финансового контроля
1.2. Государственный финансовый контроль как основная форма
Глава 2. Методы финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля
2.2. Проверка и ревизия как основные методы государственного финансового контроля
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы.
В отличие от советского периода развития отечественной экономики и финансовых отношений на современном этапе неотъемлемой составной частью финансовой деятельности российского государства, его субъектов и муниципальных образований выступает финансовый контроль. В научной литературе его характеризуют как «ключевой институт финансового права» .
Расходование публично-правовыми образованиями финансовых ресурсов для реализации государственных функций и задач невозможно без осуществления надлежащего контроля за законностью, обоснованностью, целесообразностью их использования .
В мировой практике сложилось несколько моделей осуществления финансового контроля: административная, парламентская, смешанная. В Российской Федерации основополагающим видом финансового контроля является парламентский, осуществляемый Счетной палатой РФ.
В тоже время в дополнение к вышеуказанному виду в России развивается государственный финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, в том числе федеральными. В Российской Федерации к таковым следует отнести, прежде всего, Министерство финансов РФ и подведомственные ей Федеральное Казначейство, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу и Федеральную службу по финансовому мониторингу. В системе финансового контроля особое значение отводится бюджетному контролю за расходованием бюджетных средств органами исполнительной власти всех трех: федеральными, региональными и местными.
В тоже время результаты работы органов финансового контроля, роль их в совершенствовании финансовой деятельности российского государства в научной литературе оценены не однозначно. Так, например, А.Г. Лукин отмечает, что информация, которой они располагают, к сожалению, остается невостребованной . В своем исследовании И. Г. Львова критикуя государственный финансовый контроль за преобладание в нем констатирующей функции, не вносит каких-либо предложений по преодолению таких российских проблем как нецелевое расходование денежных средств и срыв государственных программ из-за неосвоения выделенных на их реализацию средств . В тоже время, в науке финансового права увеличивается количество трудов, посвященных средствам обеспечения бюджетной и финансовой безопасности, и в качество основного называются методы финансового контроля .
Актуальность рассматриваемой темы была подчеркнута на дискуссионных площадках XXIII – го Конгресса Международной организации высших органов финансового контроля, проходившего в г. Москва с 23 по 28 сентября 2019 года, в работе которого активное участие принял Президент РФ . На полях данной конференции В.В. Путин подчеркнул особую роль финансового контроля и, прежде всего, национальных счетных палат в социально-экономическом развитии конкретного государства, корректировке государственного управления с учетом рационального и эффективного использования бюджетных средств .
В рамках понятийного аппарата исследуемой темы также можно выделить отдельные методологические и теоретические проблемы, например, соотношение категории «форма финансового контроля» с его видами и методами. Распространенной практикой и в учебной и в научной литературе является отождествление данных терминов.
Таким образом, следует отметить, что актуальность выбранной темы к исследованию имеет теоретико-прикладной характер.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации отдельных форм и методов финансового контроля, предметом выступают правовые нормы, учебная и научная литература, результаты осуществления финансового контроля в России.
Таким образом, цель исследования - определить организационно-правовые формы и методы финансового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и систему форм финансового контроля.
2. Охарактеризовать государственный финансовый контроль как основную форму.
3. Провести обзор понятия и системы методов финансового контроля.
4. Осуществить сравнительную характеристику проверки и ревизии как основных методов финансового контроля.
В рамках методологической основы исследования использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, логические методы.
Структура курсовой работы определена ее целью и задачами. В работе имеется введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1. Формы финансового контроля: организационно-правовые основы
1.1. Понятие и система форм финансового контроля
Правовую основу организации финансового контроля в России, определения форм его проведения и выбора методов составляют нормативно-правовые акты всех трех уровней: федерального, регионального и местного. Это связано с тем, что финансовая деятельность осуществляется по всей вертикали публичной власти, и прежде всего, в рамках бюджетного процесса.
Базовым (ведущим) в данной системе законодательства РФ о формах и методах финансового контроля является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ, БК РФ).
Данный федеральный законодательный акт закрепляет не только принципы российского бюджетного процесса, механизм разработки, принятия и исполнения бюджета, но и виды и методы осуществления финансового контроля. В действующем Бюджетном Кодексе РФ отсутствует понятие «форма» финансового контроля. В современной науке финансового права также произошло смешение употребления понятий: «форма» и «вид» финансового контроля.
Практически в научной и учебной литературе отсутствует разъяснение термина «форма финансового контроля». При этом в отдельных исследованиях представителей данной отрасли права указывается, что эффективность данного вида контроля «в финансово-бюджетной сфере во многом зависит от правильного выбора его видов, форм и методов» . Как видим, авторы данных высказываний настаивают на необходимости различать данные финансово-правовые термины. Все те же исследователи (А.Ю. Ильин, О.Е. Царева, С.А. Андреев) под формой финансового контроля предлагает понимать проверку и ревизию , что традиционно в финансовом праве как отрасли права рассматриваются как основные методы данного вида контроля. Другой автор (И.Б. Лагутин) в своем научной исследовании формы финансового контроля уже отождествляет с видом .
Таким образом, до сих пор не решена проблема терминологического ряда финансового контроля по вопросу соотношения понятий: форма, вид и метод.
Думается, что следует различать данные понятия, но при этом достаточно трудно определить критерии этих отличительных признаков. Форма финансового контроля - это некое пограничное понятие между видом и методом, по сути, обобщающее алгоритм реализации на практике определенного вида финансового контроля, облачение его в правовую форму и наделения полномочиями по его реализации отдельных государственных и местных органов власти.
На современном этапе развития финансового права следует выделить две формы финансового контроля: государственный и общественный. Конечно же, неотъемлемым элементом осуществления финансовой деятельности в России является создание в России системы органов власти, для которых реализация финансового контроля является основным направлением деятельности.
Помимо государственного контроля в современной России отмечается значимость общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов власти. В настоящее время в науке финансового права и российской деятельности только формируется мнение о месте и роли такой формы финансового контроля как общественная. Бесспорно, значимость указанной формы заключается в том, что граждане, их общественные объединения вовлекаются к осуществлению внешней оценки финансовой деятельности государственных и муниципальных органов, рациональности и эффективности расходования бюджетных средств. Активное участие общественности в данной деятельности будет способствовать установлению принципа законности, финансовой дисциплины, прозрачности, прежде всего, указанных выше средств, контроль за которыми составляет основную цель и задачу финансового контроля .
В тоже время следует констатировать, что роль общественности в осуществлении финансового контроля в России в настоящее время достаточно низка. Редко когда представители общественности привлекаются для получения объективной независимой оценки государственного органа или органа местного самоуправления именно по вопросам соблюдения финансовой дисциплины . Следует поддержать мнение А.А. Ельцина о том, что в рамках совершенствования финансового контроля в Российской Федерации необходимо развивать государственно-общественное партнерство .
Так О.А. Абрамов, А.А. Жемчужников выделяют несколько форм такого взаимодействия государства, муниципалитетов и институтов гражданского общества по осуществлению общественного финансового контроля, например, деятельность общественных инспекторов и экспертов, в том числе проведение ими общественного мониторинга и общественного обсуждения финансовой деятельности конкретных субъектов .
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - 04.08. - № 31. - Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
5. Закон Алтайского края от 10.10.2011 № 123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края» //Алтайская правда . - 2011. - № 316. - 13.10.
6. Закон Камчатского края от 04.05.2008 № 55 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края» // Официальные ведомости. - 2008. - № 73 - 74.
7. О Федеральной таможенной службе (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»): постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 38. - Ст. 4823.
8. О Федеральном казначействе: постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703// Рос. газета. - 2004.- № 272. - 08.12.
9. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 40. - ст. 3961.
10. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу»): указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131097/(дата обращения 27.08.2019).
Учебная и научная литература
11. Абрамов, О.А. Общественный контроль как вид финансового контроля. Его место в системе финансового управления / О.А. Абрамов, А.А. Жемчужников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2016. - № 4 (39). - С. 21 - 25.
12. Барашов, Э.А. Финансовый контроль за использованием средств публично-правовых образований / Э.А. Барашов // Финансовое право. - 2017. - № 8. - С. 36 - 38.
13. Беликов, А. П. К вопросу о методах государственного финансового контроля/ А. П. Беликов // Бизнес в законе. - 2008. - № 3. - С. 155-157.
14. Бобыр, С. И. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности промышленных предприятий: учебник/ С.И. Бобыр. - М.: Высшая школа. 1975. 392с.
15. Бурдонова, О.В. Значение общественного финансового контроля в системе государственного управления / О.В. Бурдонова // Современное право. -2017. - № 11. - С. 10 - 14.
16. Воробьева, А.Г. Социальный контроль как фактор повышения эффективности деятельности полиции (на примере Московской области): Автореф. Дисс. ... канд. социолог. наук: 22.00.08 / А.Г. Воробьева - М., 2013.
17. Гварлиани, Т. Е. Исследование методологии финансового контроля / Т. Е. Гварлиани, С. В. Черемшанов // Аудит и финансовый анализ. - 2003. - № 4. - С. 5-17.
18. Десятых, П.В. Организация и правовое обеспечение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.11/ П.В. Десятых. - М., 2009. – 24с.
19. Додонов, В.Н. и др. Большой юридический словарь / В.Н. Дронов, В.Д. Ермаков, М.Крылова. – М., 2015. – 346с.
20. Ельцин, А.А. Создание системы государственно-общественного партнерства как механизма совершенствования финансового контроля в Российской Федерации / А.А. Ельцин// Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. -№ 57. - С. 175 - 183.
21. Звонарева, А.Ю. Общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел/ А.Ю. Звонарева// Вестник Московского университета МВД России. – 2014. - № 9. – С.224 – 226.
22. Ильин, А.Ю. Виды, формы и методы государственного финансового контроля в бюджетной сфере / О.Е.Царева, С.А. Андреев // Финансовое право. - 2016. - № 5. - С. 24 - 31.
23. Ильин, А. Ю. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата /А. Ю. Ильин, М. Н. Кобзарь-Фролова, И. Г. Ленева, В. А. Яговкина; под ред. А. Ю. Ильина. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – 367с.
24. Колесников, С. И. О главных методах финансового контроля// Финансы и кредит. - 2011. - № 36 (468). - С. 60-64.
25. Контроль и ревизия: учеб. пособие / под ред. М. Ф. Овсийчук. - М.: КНОРУС. 2005. -224с.
26. Лагутин, И.Б. Виды, формы и методы финансового контроля: общие вопросы теории и практика правового регулирования на региональном уровне / И.Б. Лагутин// Российская юстиция. - 2012. - № 6. - С. 10 - 14.
27. Лукин, А.Г. Организация внешнего государственного финансового контроля в РФ: теория и практика / А.Г. Лукин // Российское предпринимательство. - 2014. - № 18. - C. 123–138.
28. Лукин, А.Г. Основные проблемы государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью в Российской Федерации/ А.Г. Лукин//Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 5 (365). - С.32.
29. Львова, И. Г. К вопросу о классификации видов финансового контроля / И.Г. Львова //Сибирское юридическое образование. -2014. – № 4 (25). – С. 41-44.
30. Мельник М.В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль: учебник / под ред. М. В. Мельник. М.: КНОРУС. 2009. - 520с.
31. Мигачев, Ю.И. Теоретико-правовые основы государственного контроля (административные и финансовые аспекты) / Ю.И. Мигачев, И.А. Муравьев // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 3. - С. 79 - 86.
32. Митрофанов, В. М. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности предприятий: учебник. М.: Финансы. 1971. - 279с.
33. Социальное управление. Словарь. - Издательство: «Издательство МГУ» , 2012. – 435с.
34. Федчишин, Ю.И. Контроль и ревизия. Курс лекций [Электронный ресурс]. – Ярославль, ЯФ МЭСИ. - Ярославль: ЯФ МЭСИ, 2013. - 100с.
35. Финансовое право России: учебник / Крохина Ю.А.,- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 458с.
36. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. С. В. Запольского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. – 378с.
37. Финансовое право: учебник для прикладного бакалавриата / Е. М. Ашмарина [и др.] ; под редакцией Е. М. Ашмариной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 478с.
38. Шохин, С.О. Современные инструменты и технологии государственного внутреннего контроля / С.О. Шохин// Российская юстиция. - 2017. - № 11. - С. 2 - 4.
39. Долматова, Н.Г. Бюджетные риски на стадии исполнения бюджетов // Финансовое право. - 2019. - № 7. - С. 28 – 30.
40. Саттарова, Н.А. Процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности России // Финансовое право. - 2017. - № 4. - С. 22 – 23.
41. Новиков, Ю. И. Ревизия как основной метод финансового контроля / Ю. И. Новиков, Д. С. Ивлева //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. №4 (15) октябрь - декабрь. URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00628.pdf. - ISSN 2413-4066 (дата обращения 29.09.2019).
42. Шенгелиа, Г. А. Ревизия как основной метод финансового контроля деятельности образовательных организаций высшего образования: особенности правового регулирования//Актуальные проблемы российского права. - 2019.- № 1 (98). - С.88-95.
Интернет-ресурсы:
43. Конгресс Международной организации высших органов финансового контроля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61641 (дата обращения 27.09.2019).
44. Основные принципы формирования бюджета Алтайского края обсудили с главами муниципалитетов URL: http://www.akzs.ru/news/main/2019/10/03/18553/ (дата обращения 03.10.2019).
45. Счетная палата выявила отсутствие системной работы по завершению бюджетных строек в России URL: https://tass.ru/ekonomika/6957925(дата обращения 03.10.2019).
46. Счетная палата нашла проблемы по сокращению долгостроев в России URL: https://yandex.ru/news/story/ (дата обращения 03.10.2019).
47. Счетная палата оценила эффективность финансовой политики в Алтайском крае URL: https://politsib.ru/news/16198-103026 (дата обращения 03.10.2019).