Тема, анализируемая в курсовой работе, - «Стратегическое планирование – аспект реализации корпоративной стратегии».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сфера применения методов стратегического планирования в настоящее время чрезвычайно широка: коммерческие организации, групповая деятельность, общественные организации, государственные учреждения. Стратегическое планирование играет важную роль в управлении развитием мегаполисов и регионов.
Центральным и наиболее важным этапом управления процессами в организации является планирование. Планирование как функция механизма закладывает основу для дальнейшего развития организации в определенном направлении.
Процесс стратегического планирования создает основу управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских компаний, вступающих в жесткую конкуренцию между собой и с иностранными компаниями.
Стратегическое планирование осуществляется учреждениями государственного управления, а также образовательными и медицинскими учреждениями. Стратегическое планирование широко распространено во всех сферах общественной жизни. В России федеральные и региональные органы власти широко используют методы стратегического планирования в процессе управления и регулирования.
В литературе большое внимание уделяется теоретическим и практическим вопросам стратегического планирования. Большой интерес представляют современные произведения А. Бирел, П. Грюнига, Л. Гудстейна, М. Дуриса, С. Рединга, С. Фогга и другие в этих работах фигурируют основные аспекты стратегического планирования коммерческих организаций.
Однако вопросы, связанные с процессом стратегического планирования в крупных городах, до конца не изучены корпорациях.
Объект исследования – процесс стратегического планирования.
Предмет исследования – стратегическое планирование в корпорации.
Цель курсовой работы – проанализировать стратегическое планирование как аспект реализации корпоративной стратегии.
Задачи:
1) рассмотреть стратегическое планирование фирмы и его значение в управлении;
2) изложить формы и виды планирования;
3) рассмотреть корпоративную стратегию организации и ее значение;
4) проанализировать особенности процесса реализации стратегического планирования как аспекта реализации корпоративной стратегии.
1 Теоретические аспекты стратегического планирования
1.1 Стратегическое планирование фирмы и его значение в управлении предприятием
Стратегическое планирование - одна из управленческих функций, которая заключается в выборе целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, организационных функций, мотивации и контроля, ориентированных на разработку стратегических планов.
Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских компаний, которые подвергаются жесткой конкуренции, как между собой, так и с иностранными компаниями. Хотя стратегическое планирование само по себе не является успешным, оно, тем не менее, создает условия для ряда важных и часто важных для организации факторов.
Развитие рыночных отношений ставит перед предприятиями (фирмами) проблемы выживания или преемственности их роста. Решение этих задач, связанное с созданием и реализацией конкурентного преимущества предприятия (предприятия), основано на разработке и реализации соответствующих стратегий.
На развитом рынке Разработка и реализация Стратегического плана действий является одной из важнейших функций предпринимателей.
Стратегия представляет собой всеобъемлющую программу действий, определяющую приоритеты и ресурсы, необходимые для достижения главной цели.
Без хорошего плана очень трудно, если не невозможно, выполнять основные управленческие функции в организации и контроле за деятельностью предприятия. Фактически, планирование перемещает будущее в настоящее и позволяет вам думать об этом более четко и продуктивно, чем когда компания сталкивается с новыми проблемами. Таким образом, хорошее планирование предотвращает плохие результаты. Вся работа, проводимая департаментами, должна координироваться таким образом, чтобы они работали вместе слаженно.
Это требует долгосрочного стратегического плана. План необходим, чтобы дать менеджерам основу для принятия правильных решений. Он должен быть связан с основными целями компании, и решения менеджера должны служить этим целям.
Поэтому стратегическое планирование управления представляет собой смесь действий и решений высшего руководства, направленных на выработку стратегии предприятия, которая будет способствовать его эффективному развитию как в настоящем, так и в будущем.
Стратегическое планирование-это дорогостоящий и сложный процесс, но в современном деловом мире ни одна компания не должна ограничиваться текущими планами, а включать стратегическое планирование в свое управление, поэтому эта работа даст общую характеристику стратегического планирования, подчеркнет его важность в управлении компанией и подробно рассмотрит элементы стратегического планирования.
Слово «стратегия» произошло от греческого «strategos», что означает «искусство генерала». В военной терминологии оно и сейчас означает искусство планирования военных операций высшим командным составом.
Аналогично и в менеджменте стратегическое планирование имеет сходную задачу, а именно, создать основу для управления членами организации.
Стратегическое планирование - это процесс управления созданием и поддержанием стратегического выравнивания целей компании, ее возможностей и возможностей в области маркетинга на основе четко сформулированной программной декларации компании, связанных с ней целей и задач, здорового экономического портфеля и стратегии роста.
Результатом стратегического планирования является подробный, всеобъемлющий и комплексный план, направленный на реализацию миссии компании и достижение ее целей. Стратегический план разрабатывается высшим руководством компании, но его реализация предполагает участие всех уровней управления.
Особенностью современного менеджмента является разработка стратегических планов не только с точки зрения эффективности, рентабельности предприятия, но и с целью создания наиболее благоприятных условий труда его сотрудников. Кроме того, стратегический план включает в себя элементы корпоративной культуры и отражает индивидуальные особенности организационной структуры предприятия, определяющие его лицо, средства в ряде других предприятий.
Стратегический план, разработанный руководством предприятия, особенно эффективен в тех компаниях, которые стремятся повысить профессиональные навыки своих сотрудников и потребительские качества производимых товаров или услуг.
В отличие от нынешних стратегических планов создаются на длительные периоды времени. Их продолжительность зависит от ряда факторов, таких как цели предприятия, изменчивость внешних и внутренних условий. Обычный срок стратегического планирования-5 лет. Но для ряда компаний это может быть 1-3-летнее планирование, например, для малых предприятий, особенно пострадавших от меняющихся условий. При этом стратегическое планирование деятельности крупных устойчивых предприятий может быть рассчитано на периоды до и более 10 лет.
План, разработанный высшим руководством, а затем представленный рабочим, называется нисходящим планом. Восходящий план начинается с предложений начальников отделов, которые могут получить идеи даже от своих подчиненных.
Восходящий и нисходящий планы представляют собой две крайности. В реальности, если высший менеджмент попытается навязать свой план в одностороннем порядке, возникнут трудности с его исполнением, потому что сами исполнители не вовлекаются в процесс планирования. С другой стороны, если высшее руководство полагается только на менеджеров отделов, оно может упустить общее направление развития из-за чрезмерного внимания повседневной работе, на которой зачастую сфокусированы начальники отделов. Поэтому лучше всего смешать эти два подхода.
Стратегическое планирование осуществляется как серия последовательных или одновременных стадий планирования. Некоторые авторы выделяют такие компоненты этого процесса, как:
- формирование миссии предприятия;
- формирование портфельной стратегии (выбор главных направлений и общих целей);
- анализ внешней и внутренней среды предприятия;
- планирование реализации стратегического плана (или выбор стратегической альтернативы).
1.2 Формы и виды планирования
Процесс управления бизнесом включает в себя множество функций. К ним относятся планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, мониторинг и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и тем, как она воздействует на управляемый объект.
Управленческие функции всегда направлены на достижение управленческих целей. Учитывая, что эти цели определяются в рамках функции "планирование-прогноз", можно сказать, что она является центральной в системе управленческих функций предприятия.
Планирование является важнейшей функцией управления, которое, как и управление, изменяется в процессе развития экономики.
1. Акмаева, Р.И. Практикум по курсу «стратегический менеджмент» / Р.И. Акмаева. - М.: Русайнс, 2016. - 189 c.
2. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 80 c.
3. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2019. - 606 c.
4. Емельянова К.Ю., Бондарская Т.А. Формирование корпоративной модели стратегического планирования: теоретический аспект // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №5.
5. Ефремов B. C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Издательство «Финпресс», 2006.
6. Исаев Д. В. Современные модели стратегического управления // Финансовая газета. 2008. № 32 (868).
7. Каминский А. Есть ли у Вас стратегический план?! // Деловой экспресс, 2017, № 18 - с 16-23.
8. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2007.
9. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. - М.: Риор, 2018. - 430 c.
10. Макарова В.И., Елисеева И.В. Стратегическое планирование как форма реализации стратегии экономического развития и безопасности предприятия // Вестник ВУиТ. 2016. №1.
11. Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 361 c.
12. Мироненко В. О. Стратегическое планирование, его значение и этапы // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 331-333. - URL https://moluch.ru/archive/146/40933/ (дата обращения: 08.10.2019).
13. Магданов П.В. Стратегическая логика // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». Выпуск 3 (6). Пермь: Пермский государственный университет. 2010. С. 84-95.
14. Остроухова В.А., Макарова В.И., Костин А.В. Экономическое развитие, инвестиционный анализ и оценка эффективности инвестиций предприятий химической промышленности // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2015. - №3(34).
15. Прудский В.Г., Магданов П.В. Генезис понятия цели управления организацией // Вестник ИНЖЭКОНа / Санкт-Петербург. гос. инж.-экон. ун-т. Сер.: Экономика. 2010. Вып. 2 (37). С. 17-21.
16. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Родионова. - М.: Риор, 2018. - 256 c.
17. Современный менеджмент: принципы и правила: Дайджест мировой лит-ры / Сост. Б.Э. Верпаховский; Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.; Н.-Новгород: Нижегородский компьютерный центр пользователей, 2009.
18. Смирнова A. B., Будрин А. Г. Стратегический маркетинг: от разработки стратегии маркетинга до ее реализации. Современный менеджмент: проблемы и перспективы: мат-лы V Всерос. науч.-практ. конф. 15 апр. 2010 г. / Ю. В. Мячин (отв. ред.). СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
19. Фуртатова А.Ю. Теоретические аспекты стратегического планирования деятельности организации// Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(33). – Новосибирск: СибАК, 2014.