Тема, анализируемая в курсовой работе, - «Аутсорсинг как элемент сравнительного менеджмента».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие рыночной экономики в Российской Федерации повышает требования к уровню управления предприятиями. В условиях мощной конкурентной борьбы изменения форм менеджмента многочисленных российских компаний считаются главным условием в формировании российского бизнеса.
Движения, которые происходят в национальной экономике, акцентируют внимание на значимости исследования новейших методов повышения конкурентоспособности и стабильности формирования предприятий.
Применение аутсорсинга на практике приобретает в современном бизнесе все большее распространение. О растущей стратегической и фактической роли аутсорсинга в управлении предприятием свидетельствует то, что на сегодняшний день более 50 % иностранных компаний применяют данный подход. При этом сейчас в Российской Федерации аутсорсинг находится на начальной стадии формирования и применяется в основном для реструктуризации деятельности хозяйствующих субъектов и развития рынка информационных технологий.
Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность заставляет руководство компаний искать и применять новые формы управления бизнесом. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Проблемы и методики принятия решений относительно аутсорсинга представлены в трудах Аникина Б.А., Котлярова И.Д., Курбанова А.Х., Малютиной О.Н., Митрофанова Е.В., Моисеевой Н.К., Москвина И.А., Рудая И.Л., Хлебникова Д.В. и других ученых.
Объект исследования - аутсорсинг как элемент сравнительного менеджмента.
Предмет исследования - система хозяйственных взаимосвязей, возникающих в процессе применения аутсорсинга.
Цель курсовой работы – проанализировать аутсорсинг как элемент сравнительного менеджмента.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и рассмотреть виды аутсорсинга;
2) выявить преимущества и недостатки в работе предприятий на условиях аутсорсинга;
3) проанализировать использование аутсорсинга в современном бизнесе;
4) определить проблемы и перспективы применения аутсорсинга в нефтегазовой отрасли.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы аутсорсинга
1.1 Понятие и виды аутсорсинга
Первыми ласточками аутсорсинга в России еще в начале 90-х годов были бухгалтеры-"многостаночники". Благодаря закону о бухгалтерском учете, который позволял вести так называемую "внешнюю бухгалтерию", многочисленные консалтинговые компании брали на обслуживание десятки предприятий и "ваяли" балансы, при этом в штате самих обслуживающих предприятий бухгалтера могло не быть вовсе. Договор между субъектами обычно назывался "договором о бухгалтерском обслуживании". Эта практика сохранилась и до сего дня, хотя пользуются внешней бухгалтерией сейчас только очень небольшие предприятия, которым просто не под силу держать квалифицированного бухгалтера на полную ставку.
А вот специального вида договора, который бы регламентировал аутсорсинговые услуги, так до сих пор и не существует - в ГК РФ такого понятия не предусмотрено. Впрочем, это не является препятствием для развития данного бизнеса - ведь, как гласит закон, "все, что не запрещено, то разрешено". Правда, придется самостоятельно прорабатывать основные условия договора, но свобода творчества никому еще не мешала. При составлении аутсорсингового договора необходимо предусмотреть квалификационные требования к персоналу, сроки предоставления и замены персонала, взаимные штрафные санкции на случай досрочного расторжения, и, конечно, такие вопросы, как ответственность исполнителя за работу предоставленного им персонала. Тщательная работа над проектом договора может помочь клиенту аутсорсера (обычно это кадровое агентство) не прогореть, когда наемный персонал, к примеру, ухудшит реноме заказчика или, того хуже, выпустит за пределы фирмы коммерчески значимую информацию.
Нужно также учитывать, что договор аутсорсинга кадров (обычно он называется "о предоставлении персонала") - это не договор на выполнение какого-то объема работы. Это всего лишь договор на предоставление определенного количества людей требуемой квалификации. Поэтому не следует ожидать, что после десанта заказанных диспетчеров все пойдет как по маслу. Вам все равно придется вводить новичков в курс дела, демонстрировать кто здесь хозяин и т. п. Потому что если вы не проведете всех этих обычных кадроуправленческих действий, через неделю сторонний персонал будет пить чай точно так же, как и свой.
Каждая компания выживает на конкурентном рынке благодаря своей основной компетенции. Кто-то умеет производить качественные продукты, кто-то предоставляет востребованные услуги, а еще кто-то хорошо работает с государственными органами. Управление персоналом является основной компетенцией разве что для кадровых агентств, а значит, эту функцию вполне можно отдать на аутсорсинг.
Аутсорсинг является формой организации деятельности компании непосредственно связанной с процессом глобализации. Либерализация торговли и сферы услуг, диффузия технологий, ноу-хау и продуктов труда людей, вовлеченных в процесс производства продуктов и услуг вне зависимости от национальных границ, формируют не только новую среду современного бизнеса, но и создают определенные проблемы во взаимоотношениях экономических субъектов.
Существенный вклад в исследование проблем аутсорсинга внесли российские ученые Б. А. Аникин, Г. Л. Азоев, В. И. Данилин, Е. Г. Гинзбург, С. О. Календжян, Г. А. Морозов, С. И. Паринов, З. П. Румянцев, Д. Михайлов, И. Л. Рудая и др. Причиной популярности аутсорсинга является то, что предприятия видят в нем способ получения дополнительной стоимости.
Широкое использование аутсорсинговых схем компаниями развитых стран и в России, порождает проблемы, связанные с зависимостью коммерческой организации от деятельности сторонних структур.
Выделяют следующие причины актуальности использования аутсорсинга в современном бизнесе:
Во-первых, большинство современных компаний стремится к применению всех новейших достижений науки, техники и технологии, чтобы выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, наилучшим образом отвечающую потребностям покупателей. К числу таких достижений относятся и технологии аутсорсинга.
Во-вторых, современные технологии, знания и опыт находятся, как правило, в руках специалистов, которые с выгодой для себя и клиента предоставляют необходимые услуги компаниям на условиях аутсорсинга. Это удобно для обеих сторон, так как каждая из них может сосредоточить собственные ресурсы на развитии своих сильных сторон и перспективных направлений деятельности. Это приводит к существенному сокращению расходов на производство конечного продукта, так как каждая сторона выполняет именно ту работу, которую лучше всего умеет делать, не прикладывая дополнительных усилий и не вкладывая дополнительных средств в освоение новых видов деятельности.
Наконец, это соответствует интересам потребителей, так как они получают продукт наивысшего качества по доступной цене. В настоящее время аутсорсинг способствует созданию высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции, при выполнении отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.
Привлечение "заемного персонала" востребовано самыми разными субъектами рынка. Наибольшее распространение аутсорсинг получил в ИТ-индустрии. Здесь очень малое значение имеет фактическое местонахождение работника, который может сидеть на даче под Костромой и писать свои программы, будучи формально работником какой-нибудь офшорной компании. Для этой разновидности аутсорсинга уже появился даже свой термин - "офшорное программирование". Оно позволяет, не выплачивая программистам гонораров того размера, который принят в Силиконовой долине, получать продукт достойного качества, физически произведенный в самых разных концах Земли.
В литературе выделяют несколько видов аутсорсинга на основе различных критериальных подходов.
Например, И. Лароз выделяет три вида аутсорсинга. Первый связан с выполнением одноразовых и краткосрочных рабочих заданий. Типичным примером такого поведения является отсылка верстки в репроцентр, который продуцирует бумажный тираж в нужном числе экземпляров, брошюрует и упаковывает выпуск. Другой типичный пример аутсорсинга дают юридические конторы: прежде чем выносят дело на суд, они нанимают существующие сыскные агентства для того, чтобы они предоставили нужные данные.
Второй формой аутсорсинга, по ее мнению, является временная, сезонная, консультативная и контрактная поддержка. Специалисты-аутсорсеры прибывают наместо, когда нет возможности выслать предмет деятельности к ним в офис, например, из-за физической невозможности (оборудование установлено стационарно, например), конфиденциальности предмета и т.п. Агентства по оказанию экстренных услуг - самый подходящий пример посреднического аутсорсинга. Их существует огромное количество и большийство из них доступно по телефонному вызову или через Интернет.
Третий вид аутсорсинга возникает тогда, когда чья-то профессиональная позиция становится избыточной (или резервной). Такие исходы обычны при слияниях или поглощениях капиталов. Многие компании предпочитают делать из своих прежних сотрудников аутсорсеров.
Можно в целом согласиться с данным подходом при одном исключении. И. Лароз ко второй категории отнесла компании, которые сфокусированы на высоких технологиях и новейших средствах массовой информации (ИТ-аутсорсинг). Такого рода сервисы характерны тем, что они способны выполнять не только эпизодические и краткосрочные работы, но и вести постоянный подряд, например, в таких делах, как провайдерство и услуги в коммуникациях, развитие бизнеса, профессиональное рекламное и маркетинговое сопровождение и т.п.
В литературе существует и другой подход к систематизации видов аутсорсинга. Он основан на степени интеграции компании-аутсорсера с основной компанией, В данном случае выделяют:
1. Андреев А.Ф., Синельников А.А. Стратегический менеджмент на предприятиях нефтегазового комплекса: Учебное пособие. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 208 с.
2. Андреев А.Ф., Булискерия Г.Н. Методические подходы к анализу новых технологических решений в сфере нефтедобычи // Развивая факторы успеха высшего нефтегазового экономического образования. Сборник трудов. М: Издательский центр РГУ нефти и газ (НИУ) имени И.М. Губкина – 2016. – 242 с. - С.4-10.
3. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. 2 изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.
4. Абрамова, А.Э. Аутсорсинг, как инструмент управления в период экономических спадов // Символ науки. – 2016. – №5. – С. 239—240.
5. Аутсорсинг учетных функций интересен 40% компаний в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://planetahr.ru/publication/7856/ (дата обращения: 12.10.2019).
6. Вержбицкий, О. Покупать или производить самостоятельно, аут- или инсорсинг, make or buy. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dbschenker.com. (дата обращения:12.10.2019).
7. Вышковская М.П. Аутсорсинг как современный инструмент повышения эффективности бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №8. – С. 28-32.
8. Гладких О.А., Каломбо М.В. Аутсорсинг и аутстаффинг как инструменты повышения эффективности корпоративного налогового менеджмента РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXIX-LXX междунар. науч.-практ. конф. № 2(65). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28.
9. Дубровская Т.Н. Эффективность работы предприятий на условиях аутсорсинга // Вестник МГСУ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-raboty-predpriyatiy-na-usloviyah-autsorsinga (дата обращения: 11.10.2019).
10. Ивлев А. Г. Аутсорсинг организационного развития. - М.: Агентство профессионального сервиса, 2009. - 312 с. 3. Качалов В. А. Что же такое «аутсорсинг»?// «Методы менеджмента качества», - 2008. - № 4–5.
11. Исавнин А.Г., Фархутдинов И.И. Метод оценки целесообразности применения производственного аутсорсинга // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №4.- С.16-20.
12. Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. - М.: Дело, 2009. - 212 с.
13. Крайнова Э.А. Координация интересов нефтегазовых и сервисных компаний в развитии нефтегазового комплекса страны. Сборник научных трудов международной научной конференции «Экономические проблемы и механизмы развития минерально-сырьевого комплекса (российский и мировой опыт) / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». - СПб, 2016. – С.153-155.
14. Коротун А. С., Булатова А. И. Использование аутсорсинга в современном бизнесе [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 129-131. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5779/ (дата обращения: 14.10.2019).
15. Курбанов, А.Х. Аутсорсинг: история, методология, практика / А.Х. Курбанов, В.А. Плотников. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 110 с.
16. Мандрик Н. В. Аутсорсинг как метод инновационного менеджмента: теоретические аспекты // ТДР. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/autsorsing-kak-metod-innovatsionnogo-menedzhmenta-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 11.10.2019).
17. Хлебников, Д. Аутсорсинг как инструмент снижения затрат и оптимизации бизнес-системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru. (дата обращения: 12.10.2019).
18. Юрьев, С.В. Аутсорсинг как элемент современных экономических отношений в РФ. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и сервиса, 2012. – 165 с.